О соблюдении природоохранного законодательства и вопросах, волнующих юргинцев

2017-й официально объявлен Годом экологии. Это значит, что все структуры, предприятия и ведомства уделяют особое внимание экологическому благополучию населения и улучшению состояния окружающей среды. Очередной наш разговора с прокурором Юргинского района Ильей Андреевичем ОВСЯННИКОВЫМ мы посвятили теме экологии.

– Илья Андреевич, какое место в работе прокуратуры отводится надзору за исполнением природоохранного законодательства?

– Надзор за соблюдением законодательства об охране природы является одним из приоритетных в работе органов прокуратуры. Руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры Тюменской области данному вопросу уделяется большое внимание. В настоящее время прокуратурой Тюменской области реализуется план по исполнению решения оперативного совещания при Генеральном прокуроре Российской Федерации по вопросу состояния законности и дополнительных мерах по усилению прокурорского надзора в сферах лесопользования и охраны окружающей среды на территории Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

В зоне нашего внимания – все отрасли природоохранного законодательства: от сферы лесопользования до охраны атмосферного воздуха, воды, почвы, охотничьих и водных ресурсов.

 – Давайте остановимся на экологических правонарушениях, которые выявляются чаще всего в последние годы?

– Стабильно на протяжении последних лет выявляются факты таких экологических преступлений, как незаконная охота и незаконная рубка лесных насаждений. Как правило, привлечь к ответственности виновных лиц удаётся лишь в тех случаях, когда они бывают застигнуты на месте преступления либо непосредственно после его совершения.

Если говорить о менее тяжких правонарушениях, то прокуратурой района выявлялись факты несоблюдения законодательства об обращении с отходами, несоблюдения режима государственных природных заказников, размещения на землях лесного фонда РФ объектов, не соответствующих разрешенному использованию данных земельных участков.

В силу действующего законодательства об отходах их размещение на ранее санкционированных свалках по территориям сельских поселений не допускается. Отходы необходимо вывозить на полигон ТБО с. Юргинское, в связи с чем администрацией муниципального района будет решен вопрос об оборудовании населенных пунктов контейнерными площадками и организован вывоз мусора. Вывоз мусора на любые другие свалки является административным правонарушением и грозит ответственностью, в том числе и для граждан – в виде штрафа до 2 тысяч рублей.

–  Так случается, к сожалению, что весной вокруг кладбищ появляются стихийные свалки, которые не убираются долгое время, что также негативно сказывается на экологии. Илья Андреевич, к кому обращаться за помощью в этом случае жителям населённых пунктов?

 – В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от мусора в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в том числе относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 указанной статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории. В этой связи по вопросам ликвидации несанкционированных свалок можно обращаться за помощью напрямую в администрацию Юргинского муниципального района.

  В настоящее время вопрос о разграничении полномочий района и Тюменской области в сфере обращения с отходами до конца не урегулирован, так как степень участия органа местного самоуправления в  организации деятельности по обращению с отходами детально не регламентирована, региональный оператор в сфере обращения с отходами не определен. В этой связи вопрос с ликвидацией масштабных свалок, требующий значительных финансовых затрат, может не решиться одномоментно. Вместе с тем, полагаю, что ликвидация небольших скоплений мусора возле кладбищ может быть осуществлена в рамках благоустройства территорий сельских поселений.

 Кроме того, на основании п.17 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к полномочиям муниципального района относится содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг. В соответствии с п.6.6 Гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения (СанПиН 2.1.2882-11), на участках кладбищ необходимо предусмотреть урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Отсутствие на кладбище площадок для мусоросборников в целях последующего вывоза отходов также может послужить поводом для обращения в орган местного самоуправления либо в прокуратуру.

–  О пресечении деятельности "чёрных лесорубов" слышим довольно часто, а были ли сообщения о нарушении Лесного законодательства предприятиями, официально занимающимися заготовкой леса?

 – Конкретно в отношении предприятий, занимающихся заготовкой леса, таких сообщений не было. В прошлом, 2016 году, в деятельности отдельных арендаторов леса выявлялись нарушения  в части оборудования противопожарным инвентарём, которые были устранены.

 – В 2015 году юргинские пчеловоды обратились в прокуратуру с проблемой отравления пчёл пестицидами. Тогда суд поддержал требования прокурора, агропредприятие выплатило компенсацию. Есть ли какие-то ограничения в части обработки полей ядохимикатами?  О чём должны помнить аграрии и владельцы личных подворий, территории которых прилегают к полям?

 – Аграрии должны помнить о том, что в соответствии с п.2.16 СанПиН 1.2.2584-10 "Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов" до проведения обработок пестицидами, не позднее чем за три дня, ответственные за проведение работ должны оповестить о запланированных работах жителей близлежащих населенных пунктов, на границе с которыми размещаются подлежащие обработкам площади, через средства массовой информации (радио, печатные органы, электронные средства и другие способы доведения информации до населения).

На границах обрабатываемых пестицидами площадей (участков) выставляются щиты (единые знаки безопасности) с указанием "Обработано пестицидами", содержащие информацию о мерах предосторожности и возможных сроках выхода на указанные территории. Знаки безопасности должны устанавливаться в пределах видимости от одного знака до другого, контрастно выделяться на окружающем фоне и находиться в поле зрения людей, для которых они предназначены. Убирают их только после окончания установленных сроков выхода людей для проведения полевых работ, уборки урожая и других.

   В 2015 году этого сделано не было, в связи с чем предприятию пришлось возмещать ущерб пчеловодам. Это стало возможным в результате грамотных действий владельцев личных подворий и работников ветстанции, которые зафиксировали факт отравления пчёл и взяли пробы подмора и обработанного рапса.

Жителям района, земельные участки которых прилегают к полям, рекомендую следить за сообщениями в СМИ о предстоящих обработках сельскохозяйственных культур, чтобы своевременно принять меры к предотвращению отравления домашних животных и пчел.  В случае, если беда всё же случилась, для фиксации следов правонарушения необходимо немедленно обратиться в ветеринарную станцию  для взятия образцов.

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "экология"