Учить детей мыслить, а не мыслям

Есть люди, у которых отсчёт нового года начинается не с первого января, а с первого сентября. Это педагоги, их жизнь измеряется учебными годами. Именно по такому календарю в течение многих лет живёт Галина Николаевна Мезенцева, учитель химии первого корпуса Юргинской средней общеобразовательной школы. В эти дни Галина Николаевна принимала поздравления от родных, друзей, коллег с юбилейным днём рождения. Кстати, об этом мы узнали именно от коллег. О возрасте женщины говорить не принято, но юбиляр из тех людей, которые его не скрывают. Причём во время разговора мы насчитали сразу несколько значимых дат: 65 лет со дня рождения, рубиновая свадьба – 40 лет совместной жизни с супругом Алексеем Викторовичем, 20 лет деятельности в качестве председателя районной профсоюзной организации работников системы образования. А ещё в этом году на вечере школьных друзей встречались её выпускники, которые окончили школу четверть века назад. Кстати, на следующий год 30 лет будет первому выпуску Галины Николаевны. Но, всё по порядку.

Без мечты жить нельзя

Признаётся во время беседы именинница. Для неё самой мечта была своего рода двигателем. С раннего детства.

– В первый же год моей учёбы в школе знала, что буду учителем. Желание появилось неосознанно. Помню простенок между окнами в родительском доме, который использовала в качестве доски. Собирала детей и играла в школу, выбирая для себя роль учителя, – детские воспоминания с годами становятся отчётливее, об этом собеседница знает не понаслышке.

Родилась недалеко от села Лесное, на одном из лесоучастков. Когда пошла в пятый класс, семья переехала в Юргинское. С тех пор Галина Николаевна живёт здесь. Окончив Юргинскую школу, поехала поступать в Тюменский государственный университет, твёрдо решив стать учителем. Правда, до последнего момента металась между факультетами, была дилемма: физико-математический или химико-биологический. Не буду описывать, как нелегко принималось решение, скажу лишь, прежде чем учиться на химика, Галина Николаевна почти год отработала в Юргинской школе. Её приняли пионервожатой. Однако учитель физики Галина Константиновна Перевалова взяла шефство над несостоявшейся студенткой, и первые уроки начинающего педагога проходили в вечерней школе. Семнадцатилетняя девушка учила основам физики взрослых людей, которые были старше своего преподавателя на десять, пятнадцать, а то и двадцать лет.

Ирония судьбы: поехав поступать на физмат, Галина Николаевна интуитивно, не задумываясь, написала заявление на химико-биологический факультет! Все четыре вступительных экзамена сдала успешно.

Студенческие годы были настолько яркими, что и сегодня, спустя почти полвека, именинница говорит о них с восторгом, вспоминая события, пережитые в стройотряде, летние выезды на практику, во время которых изучали животных и рыб, подготовку к сессиям, государственные экзамены, которые, кстати, сдала на "отлично". Группа была дружной и сплочённой, свидетельство тому – связь с однокурсниками, которая продолжается по сей день.

Несмотря на то, что у Галины Николаевны был, как сейчас сказали бы, высокий выпускной рейтинг, что влияло на широту выбора будущего места работы, она предпочла вернуться в родной район.

Не изменяя себе

Через два-три месяца спортивную, энергичную, боевую, а главное активную и ответственную девушку забрали в райком партии – инструктором в отдел пропаганды.

В общей сложности в райкоме партии Г.Н. Мезенцева отработала семь лет.

– Не могла дождаться, когда вернусь в школу, переступлю её порог в качестве преподавателя, – признаётся собеседница. – И вот в 1982 году мне, наконец, представилась такая возможность. Стала работать в Юргинской коррекционной школе-интернате, а через год, как только появилась вакансия, перешла в первую школу, в которой тружусь непрерывно на протяжении вот уже 33 лет.

Из года в год, из четверти в четверть, из урока в урок она знакомила ребят с основами химии. Не сосчитать, сколько раз объясняла им химические свойства металлов, разбирала с ними мудрёные формулы, на основе которых составляются схемы и уравнения химических реакций, химическая классификация и номенклатура веществ. А сколько опытов провела, развивая любознательность и наблюдательность, пробуждая интерес к предмету! Разве не интересно наблюдать, как получаются цветные осадки, кристаллы, резко изменяется окраска растворов?

Обучение и воспитание в строгости и ответственности

Те, кто учился у Галины Николаевны, знают, какой она строгий учитель. А ещё ей присуща привитая с детства родителями ответственность, которую старалась воспитывать и в своих учениках. Эти два основных качества играли существенную роль в процессе обучения и воспитания.

Что касается первого, выпускники успешно сдавали химию, а когда ввели единый государственный экзамен – показывали высокий балл. Кстати, девять учеников Г.Н. Мезенцевой участвовали в эксперименте по внедрению ЕГЭ в школе: ездили на экзамен в областной центр, в Тюменский государственный университет. Тогда Владимир Батурин набрал 99 баллов из 100 возможных. Это ли не показатель качества!

– Володя окончил химический факультет ТГУ, проработал несколько лет на кафедре, сейчас трудится на Антипинском нефтеперерабатывающем заводе, – у каждого учителя есть свой "звездопад" лучших учеников. Галина Николаевна рассказывает о своих успешных выпускниках-химиках с гордостью. – Моя ученица Наталья Агаркова написала исследовательскую работу о нашем минеральном источнике, мы представили её на конкурс "Шаг в будущее". Наташа стала победителем областного этапа, отстаивала честь области на всероссийском уровне и получила приглашение на поездку в Лондон. Я же была отмечена как научный руководитель.

Что касается воспитательного процесса. На счету классного руководителя Галины Николаевны Мезенцевой шесть полных выпусков. Седьмой, последний, она довела лишь до девятого класса, о чём говорит с сожалением.

– Самые первые мои дети покинули стены школы почти тридцать лет назад, – констатирует собеседница. – Классного руководителя часто называют второй мамой. Не знаю, какой "мамой" была для них, но не раз слышала откровения в свой адрес: "Вы совсем не такая как на уроках, мы Вас не узнаём!". В неформальной обстановке действительно отношения складываются другие. Более тёплые, откровенные. Но исполнительность и ответственность при этом не отменялись.

В кругу коллег

Химия – наука непростая, специфическая, считает Галина Николаевна, отчасти поэтому для неё всегда было значимо взаимодействие с коллегами из других школ.

– Делиться наработками, обмениваться опытом важно для педагогов, а для учителей-предметников – особенно. С преподавателями химии района всегда поддерживала связь. Мне повезло с коллегами, все они – замечательные педагоги. Это Людмила Ивановна Воллерт из Северо-Плетнёво, Вера Андреевна Шулятьева из Лесного, Анна Ивановна Моторина из Бушуево. Вся их профессиональная жизнь связана с районной системой образования. Мы встречались на семинарах, конференциях, переписывались по интернету, созванивались, чтобы обсудить проблемные вопросы.

И собеседница рассказывает о методике, которую начала практиковать одной из первых в районе, – о проблемном варианте ведения урока, когда перед учениками ставится естественная или искусственная проблема, их задача – её решить. Так они учатся мыслить, а мысли, как известно, приходят через чтение.

– Практика показывает, такие методики оправдывают себя. Как и система углублённого изучения предмета, – говорит Галина Николаевна. И поясняет: – За время моего преподавания не было случая, чтобы ребята, будучи абитуриентами вузов – химического факультета ТГУ или медицинской академии, не поступили. Навскидку назову тех, для кого химия была и остаётся важной в жизни наукой: Владимир Батурин, Наталья Черепанова, Надежда Палецких. И сегодня среди студентов химико-биологического направления есть мои выпускники. Невозможно обойтись без углублённого знания химии тем, кто выбрал медицину. Среди моих учеников, которые окончили медицинский вуз, – Алексей Зарывных, Тимофей Мальцев, Дмитрий Юшков, Иван Кашин, Сергей Спиридонов и многие другие.

Награды за труд

Пересматриваем с именинницей множество альбомов с фотографиями. Здесь же хранятся награды, тоже многочисленные и самого разного уровня: от школьного, в том числе полученные в бытность собственной учёбы в школе, до федерального. Самые значимые из них – знак отличия "Почётный работник общего образования Российской Федерации", Благодарственное письмо Тюменской областной Думы. Галина Николаевна вспоминает, как участвовала в конкурсе на получение Президентского гранта:

– Когда сидела в большом зале администрации района на торжественном мероприятии, куда была приглашена для награждения, думала о том, что нахожусь в обществе близких мне людей: на семьдесят процентов присутствующие – руководящий состав района – мои бывшие ученики.

Профсоюз – не пустой звук

Среди наград есть грамоты и благодарности, полученные за активную профсоюзную работу. Есть Почётная грамота губернатора Тюменской области за многолетнюю добросовестную профсоюзную деятельность, нагрудный знак Тюменского межрегионального объединения организаций профсоюзов "Тюменский облсовпроф", юбилейная медаль, посвящённая 100-летию общественной организации, даже награда от профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации, вручённая Г.Н. Мезенцевой – правовому инспектору. Рассматриваю их и мысленно возвращаюсь на итоговые мероприятия "Педагог года", когда Галина Николаевна, председатель районной организации профсоюза работников образования, выходит на сцену Дворца культуры с поздравлениями и подарочными сертификатами. Очень подвижная, многословная, она всегда придаёт живинку церемонии награждения.

– Сколько помню себя, всегда вела активный образ жизни. Это у меня со школьной скамьи. В студенческие годы занималась серьёзно спортом – отстаивала на спортивных соревнованиях честь вуза, была комсоргом группы. Когда работала в школе, возглавляла первичную партийную организацию. Позднее стала руководить профсоюзной первичкой. В этом году отметила двадцать лет, как возглавляю районную профсоюзную организацию.

Галина Николаевна убеждена, что профессиональные союзы могут многое.

– У большинства людей профсоюз ассоциируется с необходимостью уплаты взносов, с подарками к памятным датам, материальной помощью в связи с радостными и скорбными событиями, с шефством над ветеранами. Однако помимо социальной составляющей деятельности профсоюз обладает всеми необходимыми возможностями для эффективной защиты прав и представления интересов как трудового коллектива организации в целом, так и отдельных её работников. Например, во время переговоров о заключении коллективного договора профсоюз может выдвигать требования относительно форм и систем заработной платы, расценок и тарифных сеток, условий введения и размеров надбавок, премий, вознаграждения и так далее, – поясняет собеседница. – В каждой школе района действуют первичные организации, которые возглавляют председатели. Я с ними встречаюсь, обучаю, наставляю. У нас составлен план работы. Было время, когда мы добивались дополнительных льгот для учителей.

На сегодня членами профсоюза являются около 260 человек, это 70 процентов от общего числа работающих в районной системе образования.

Учитель, классный руководитель, наставник, научный руководитель, партийный инструктор, профсоюзный лидер, правовой инспектор, тьютор, жена, мама, бабушка, швея, кулинар, цветовод – и всё это в одном лице! Есть о чём вспомнить Галине Николаевне Мезенцевой…

Продолжение читайте на страницах "Призыва".

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "образование"