Патриот своего села

Имя сегодняшнего юбиляра-долгожителя на слуху жителей Юргинского района. Терентий Яковлевич Григорьев из села Лесное – человек, о котором можно книгу писать! Его жизнь является примером патриотизма, беззаветной преданности родному краю. Добросовестным трудом снискал уважение жителей района. Неоценим его вклад в социально-экономическое развитие района.

Ветеран войны

Терентий Яковлевич – участник Великой Отечественной войны. Когда фашистская Германия напала на Советский Союз, ему было четырнадцать лет. Заменил отца, ушедшего на фронт: в течение двух лет и строителем был, и колодцы копал, и различные хозяйственные работы выполнял. Как только исполнилось семнадцать, пополнил армейские ряды. В сражениях не участвовал – не довелось, так как был направлен от военкомата на военного обучение. Выпуск курсантов состоялся уже после Дня Победы, 26 мая Терентию Григорьеву присвоили звание лейтенанта. Правда, узнал об этом спустя два месяца после выпуска.

– Как только зачитали приказ, объявили о переброске в Приморскую группировку. Неделю провели на станции Канска в ожидании отправки. Затем дали отбой, оставив в резерве, – всё, что связано с военными годами, память ветерана хранит детально. – В декабре 1945 года был отправлен на запад, в Северную группу войск, где принял командование взводом автоматчиков в танковом десантном батальоне.

И юбиляр вспоминает себя, безусого двадцатилетнего лейтенанта, который с докладом стоял, вытянувшись по струнке, перед Константином Константиновиче Рокоссовским – легендарной личностью, маршалом, прошедшим всю войну, командовавшим целой армией!

И ещё три года после Победного сорок пятого кадровый офицер Григорьев охранял мирный покой граждан – только уже в Польше.

Ветеран труда

Посвятить себя военной карьере не получилось. Вернувшись в 1948 году домой, стал трудиться в химлесхозе, был назначен главным инженером. Но это только первое время. Практически вся послевоенная биография Терентия Яковлевича связана с Лесновским психоневрологическим интернатом. Он отработал в данном социальном учреждении 28 лет, пришёл туда, когда оно имело статус дома инвалидов. Затем это был дом для детей-психохроников, который 1 сентября 1966 года Терентий Яковлевич возглавил. А через два года он стал директором объединённого социального дома.

– Детский дом перевели в Ялуторовск, а психоневрологический интернат расположился в двух отделениях, – рассказ о Т.Я. Григорьеве был бы не полным без его воспоминаний об интернате. – Шестидесятые годы. Печное отопление, требующее дров, вместо электричества – керосиновые лампы, один телефон на учреждение. Воду собирали, объезжая на лошади колодцы Лесного. К цивилизации шли постепенно. Поставили столбы, оборудовали электростанцию, ток подавали по часам – выборочно. Нормальный электрический свет увидели только в 1972 году, когда была проведена государственная электролиния. Пробурили скважину, стали пользоваться водой. Заменяли деревянные бараки кирпичными. Огородили территорию интерната. Построили склад, железобетонное хранилище, банно-прачечную, котельную. В девяностых годах подключили Юргинскую ПМК, построили ещё два кирпичных корпуса и столовую, сдали около пятидесяти квартир для работников интерната.

Грамотная речь, общительность и красноречие Терентия Яковлевича завораживают, внушают уважение.  

День сегодняшний

В свой 90-летний юбилей Терентий Яковлевич встречал делегацию из районного центра. Помогала в этом дочь Валентина Терентьевна, которая приехала из Барнаула Алтайского края. Сын и сноха, Виктор Терентьевич и Валентина Петровна, живущие через дорогу, не смогли быть на поздравлении по объективным причинам. Но в доме отца они частые гости. И не просто гости – а помощники. Правда, хозяин против помощи извне. Привык всё делать сам. Всегда держал много скота. И даже потеряв четырнадцать лет назад жену, не отказался от хозяйства.

– Не будь у меня живности, с тоски бы умер, – говорит. И показывает гостям свою гордость – питомцев. По пять–семь раз в течение дня заглядывает к ним в стаи: кормит-поит, поглаживает да разговаривает. – Шестнадцать тюков сена вот привёз, к зиме готовлюсь. Этим летом огуречных гряд наделал – в пол-огорода.

– Зову его к себе жить – никак не соглашается, – тревога за отца живёт в сердце Валентины Терентьевны, которая может приехать только раз в год – во время очередного отпуска. – Куда, говорит, я из родного села, поеду. Не смогу вдали от родной сторонки.

Покидая дом долгожителя, гости желают крепкого здоровья, выражают надежду через пять лет вернуться, чтобы поздравить со следующим юбилеем.

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "старшее поколение"