И пятёрки ставит им страна

Юбилей в жизни каждого человека – это всегда веха, пора итогов. И надежд. Преддверие новых знаковых событий в профессии и судьбе. Самое время взглянуть на то, что удалось и что ещё предстоит сделать.

В начале жизни школу помню я

Хотелось бы начать с каких-то невероятно глубоких и тёплых слов о школе. Процитировать Макаренко, Ушинского, Сухомлинского, Амонашвили. Да Пушкина! "В начале жизни школу помню я"… Но Ольга Борисовна Фатюшина, заместитель директора по учебной работе Юргинской школы, не говорит высоких слов о своём профессиональном вкладе в педагогическое дело и скрывает перечень многочисленных наград. Не пользуется заумным методическим языком. Она предельно просто и чётко постулирует принципы, в которые верит, которые проводит в жизнь. Оживлённая, остроумная и такая уютная, какой умеет быть она одна. Вопрос – ответ, вопрос – ответ. После чего с растроганно-доброй улыбкой просит писать предельно кратко.


Слушать Ольгу Борисовну – одно наслаждение. Школа, её общие проблемы, современные тенденции… и, как внезапное откровение, – далёкое в памяти: детство, юность, студенчество. Живое, словно залитое солнцем, время.
Конец сентября. Листопад. Деревья пахнут так крепко и густо! Что может быть лучше этого запаха терпкого и сладкого воздуха, воздуха детства? Привычная дорога в школу, о которой она мечтала. Деревня Палецкая, родная, красивая. Детворы много. Семья Толстокузовых – трудолюбивая, светлая, крестьянская, глубокими корнями уходящая к "челдонам", впитавшая этот неповторимый вольный дух, суть и стать, яркую харизму. Мама Зинаида Ивановна – очень душевный, щедрый, интересный по своей сути человек. Безупречная жена и мать, идеальная хозяйка. То, что называют пример для подражания. Работала на стройке – тяжёлый физический труд на износ, на свиноферме. И всегда была милой и обаятельной. Борис Иванович – земледелец от Бога. Очень спокойный, рассудительный. Добрейшей души! Труженик исключительный. Награждён государственными наградами как участник ВДНХ, орденом "Знак Почёта". В районе говорили: "Пока Борис Иванович работает, первого места в конкурсе пахарей другим не видать".


Две тётушки по линии отца были выдающимися педагогами, поэтому гены в Ольге Борисовне присутствуют и определяют склонность "сеять разумное, доброе, вечное". Она шла к своей профессии от учениц-кукол, фанерных дощечек, исписанных мелом, от добрых уроков первой учительницы Людмилы Васильевны Палецких. Примерная, послушная, прилежная – такой запомнили Олю педагоги. А она о своих учителях Юргинской школы вспоминает как о людях добрейшей души, жизнерадостных, общительных. О Марии Николаевне Коровиной Оля писала в школе сочинение, цитаты из него потом вошли в рассказ об учительнице литературы в книге "Лучшие учителя России".
Если быть до конца откровенными, была у Оли ещё одна романтическая мечта: стать лётчицей. Не бортпроводницей, как мечтают девушки, больше внимания уделяющие внешнему виду, нежели внутреннему содержанию. Пилотом! Спала и видела себя в кожаной куртке, унтах, пилотке. С юмором рассказывает, как до сих пор с ностальгией думает, летя в самолёте: "Почему я не летаю".

Противостоять системе профориентационной работы в сельской школе было делом почти немыслимым. Ольга Толстокузова с тремя подругами поехала поступать в Ишимский педагогический институт. По тому времени в их деревне Палецкой это была единственная семья, дающая одновременно сыну и дочери высшее образование: Владимир учился в Тюменском сельхозинституте, Оля поступила в педвуз.


– Я окончила институт успешно. Назначение получила в село с красивым названием Журавли Омутинского района. Конечно, меня тянуло в свой район, где меня знают и любят, где я знаю и люблю всех. Места замечательные у нас, люди уникальные: родная земля. А я понимала, что нужны этой земле молодые специалисты: знающие, энергичные, заботливые, которым должна дать путёвку в жизнь сельская школа.

Учитель учителей

Словом, нашлась в своей школе работа, произошло становление учителя-профессионала. Наставником молодого педагога стала Глафира Кузьминична Цалко, скрупулёзный, знающий, опытный стажист. Ольга Борисовна была готова к самостоятельной работе. Предпочитала считать её скромной, нежели великой. Не возражала, что её учителя называют, как коллегу, по имени–отчеству: Ольга Борисовна. Её приняли, полюбили. Присутствием молодой светловолосой учительницы объяснялась особая атмосфера в учительской: тёплая, живая, искромётно-юморная. Напряжение как рукой снимало!


Главное в профессиональном становлении – огромная поддержка стажистов: Галины Павловны Васильевой, Таисии Сергеевны Обуховой. Только добро шло от них, только помощь. Всегда хотелось обсудить с коллегами все детали и частности каждого урока. И Ольга Борисовна делала это. Это самый лучший, надёжный, проверенный веками путь в любом деле – коллективный опыт. Он всегда необходим, полезен и плодотворен. Он и сегодня является главной составляющей педагогики сотрудничества.


Словом, очень светлые впечатления о времени, в котором она была счастлива. И сама – лёгкая, летящая. Две дочки едва поспевали, когда она утром шла с ними в школу.


Сегодня в Юргинской школе сложился коллектив, стабильный, профессиональный, творческий, в котором трудятся более 40 педагогов. Можно перечислять и перечислять награды и регалии. И заслуга в этом – администрации и лично заместителя директора по учебной работе – учителя учителей. Школа входит в тройку лучших в России по подготовке к ЕГЭ по итогам 2014 года. Это неоспоримая заслуга и вклад завуча по учебной работе. Пять заслуженных учителей России, 23 почётных работника общего образования присвоено коллегам за годы её работы. Более 70 процентов имеют высшую и первую квалификационные категории. Многие учителя – обладатели Президентских грантов, награждены грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации. Школа неоднократно становилась победителем Всероссийского конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы. А что такое, в сущности, награды? Награды подтверждают качественный уровень образования юргинских школьников, достижения в разработке и реализации образовательных программ и моделей воспитательных систем. В результате целенаправленной работы коллектива учителей-профессионалов школа развивается, совершенствуется, достигает высоких результатов. Идёт работа по информатизации учебного процесса, созданию Net-школы – школы будущего. Сложились свои традиции, среди которых праздник школьной элиты, праздник школьного сообщества.
– Современная школа открыта инновациям, – говорит Ольга Борисовна. – В ней трудятся педагоги, способные не только учить и развивать, но и развиваться, соответствуя сегодняшнему динамичному времени.


Сама Ольга Борисовна – учитель с высоким профессиональным потенциалом. По объёму приобретённых знаний и умений – выше на голову любого учёного.

– Я люблю наших учеников и восхищаюсь ими. Их имена известны далеко за пределами Юргинского района. Это Карл Карлович Руппель – наша гордость, народный депутат Верховного Совета РСФСР, один из авторов-разработчиков Воздушного кодекса России, это Андрей Леонидович Савченко, учёный Тюменского государственного нефтегазового университета, это наши выпускники – заслуженные учителя Владимир Иванович Белозёров, Марина Анатольевна Чемакина, Галина Леонидовна Степанова.

 

Продолжение читайте на страницах "Призыва".

 

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "образование"