В России погода за нас
Недолгие погожие дни бабьего лета аграриев наполнены плотной интенсивной работой. Для картофелеводов Юргинского филиала Упоровской овощеводческой компании "КРиММ" – это двухсменка: днём и ночью. Когда звёздный ковш щедрого сентябрьского небосклона рассыпает яркие звёзды, земледельцы не сбавляют ритм работ. Учитывая это обстоятельство, стараемся по минимуму отрывать земледельцев на интервью. Коротко, конкретно, официально. Вначале – в кабинете руководителя филиала Виктора Яковлевича Райспиха – о делах оперативных, об агротехнике, о картофеле – одной из самых интенсивных культур в агрокомплексе, требующей колоссальных вложений, в сравнении, скажем, с зерновыми культурами.
– В общем, дела идут неплохо, – говорит он. И мы вспоминаем слова популярной когда-то песни: "В России погода за нас". – С пятого сентября вышли на уборку картофеля. Урожайность на данном этапе чуть ниже прошлогодней. Сказались низкие температуры лета. Организационные, технические вопросы снимаются сразу же. Люди понимают всю ответственность возложенных на них задач. Агрофирма "КРиММ", как известно, крупнейшее в регионе предприятие полноформатного семеноводства. Десять процентов элиты картофеля в России приходится на долю "КРиММ"а. Ну, а в области мы действуем в статусе регионального базового центра по семеноводству. Большое внимание уделяется подбору сортов, специализации. Ряд филиалов возделывает Белла-розу, Зекуру, Жуковский ранний, Удачу. Всего – около двадцати сортов, которым отданы приоритеты рынка. Мы специализируемся на сорте Розара.
– Главная задача сегодня, Виктор Яковлевич?
– Уборка в оптимальные сроки и без потерь – это раз. Постоянное совершенствование качества семенного материала и товарного картофеля, чтобы он удовлетворял всем требованиям и потребностям покупателя, – это два. Мы обязаны, согласно обязательствам, произвести 1000–1200 тонн элитных семян Розары.
На производственной территории немноголюдно. Осуществляется только первичная сортировка. Процесс затаривания – затратный и долгий. Его сместили на послеуборочное время. Резон очевидный: убрать картофель с поля в тёплую сухую погоду. А отобрать и затарить ровный, чистый, стандартный – по ГОСТу – можно будет и в ненастные дни. Задействовано два человека сезонных рабочих днём и два – ночью. Плюс операторы. И это пока всё.
Первая наша попытка "пробиться" на картофельные поля не увенчалась успехом. Большегрузные ХТЗ разбили грунтовые подъездные пути к местам уборки. Выручает руководитель, согласившись подбросить "прессу". Пересаживаемся с Форда на внедорожник и весь путь до самых ахмыльских урочищ беседуем в формате темы.
– Нынешний картофель уступает прошлогоднему по урожайности, Вы сказали. И назвали одну из причин: холодные затяжные дожди лета. Ещё какие факторы влияют на урожай?
– Главный фактор урожайности – улучшение плодородия земли, улучшение структуры почвы в её пахотном слое. Агротехнике наши специалисты уделяют огромное внимание. Тщательно обрабатываем поля для предотвращения комкообразования. Удобрения используются в нужных объёмах. Существенный фактор для урожайности в семеноводстве – это, Вы правы, погодные условия. Лето было в этом году очень холодным. Шесть-девять градусов с осадками. А оптимальной для этой культуры считается температура воздуха не ниже шестнадцати градусов.
Картофельные плантации тянутся на километры. Чистые песчаные поля в золотом кольце лесов. Ровные линии картофельных рядков убегают далеко, линуя плантацию, как тетрадку в линейку. Картофельная ботва сухая и безжизненная. За две недели до уборки проведена десикация: химическое сжигание ботвы с целью убить микроорганизмы и бактерии и укрепить, сформировать картофельную кожуру. Для комбайнов такие "вершки" не представляют серьёзной нагрузки. Агрегаты идут легко, без напряга.
Обстановку докладывает главный агроном филиала Эдуард Валерьевич Востриков.
– Более 150 гектаров убрано на сегодня. Это почти половина. Комбайны работают днём и ночью. Погодные условия позволяют. Владимир Фёдорович Квиндт, Евгений Владимирович Лешкин, отец и сын Ващенко – Сергей Николаевич и Иван Сергеевич, Вячеслав Сергеевич Селивёрстов – земледельцы знающие и ответственные. Сейчас проходим семенные участки, – агроном достаёт из земли с десяток клубней. – Он и не должен быть крупным, семенной картофель: 28–45 миллиметров в диаметре. То, что надо, – агроном, вижу, доволен.
– Техника, случается, выходит из строя. Решаем вопросы оперативно. Машины у нас современные для уборки, как и для обработки почвы, как для посева и внесения удобрений, – широкозахватные. Все процессы механизированы: уборка клубней, первичная сортировка, измельчение ботвы.
Идеальные чистые борозды остаются позади агрегатов. На отвозке задействованы Владимир Давыдович Мартын, Виктор Васильевич Ракитин, Сергей Васильевич Борисов с их мощными ХТЗ. Они практически не задерживаются на погрузке-разгрузке.
– У нас достаточно сильный кадровый состав механизаторов. С опытом работы в солидных сельхозпредприятиях и в нашем хозяйстве с его картофелеводческой специализацией. Для вывозки картофеля принимаем сезонных водителей со своим автотранспортом. Все производственные вакансии закрыты. Зона рискованного земледелия – дело ясное. Но вот уже семь лет мы "рискуем", и небезуспешно.