Дорожно-патрульная служба: взгляд изнутри

В интернет-энциклопедии "Википедия" слово "скутер" имеет несколько значений, одно из них трактуется как "вихревое облако на Нептуне. Названо за высокую скорость обращения вокруг планеты. Один из трёх самых ярких объектов на поверхности планеты". Читаю и провожу параллель с мотороллером. Иной раз подростки так и воспринимают своего двухколёсного друга, несясь по улицам села на большой скорости. Самым ярким объектом на поверхности асфальта мототехнику не назовёшь, а вот самым шумным – да! С таким рёвом пронесётся, что уши закладывает…


Следует напомнить, что велосипедисты и скутеристы с недавнего времени приравнены к настоящим водителям. Более того, последним необходимо проходить обучение вождению в автошколе, сдавать экзамены в ГИБДД и получать водительское удостоверение.


– Первое, на что надо обратить внимание юным участникам дорожного движения: для управления мопедом или скутером необходимо водительское удостоверение любой категории, которое можно получить лишь с 16 лет, – поясняет майор полиции Алексей Владимирович Перевозкин, инспектор ГИБДД ОП № 2 МО МВД России "Омутинский", который согласился взять нас в очередной рейд по районному центру.


Дорога до пункта дислокации патрульной машины – хорошая возможность узнать подробнее о правилах дорожного движения для скутеристов. Объяснение тому, что именно эту категорию водителей выбрали для разговора, простое: в разгар летних каникул подростки всё чаще садятся за руль данного транспортного средства. Госавтоинспекция берёт под контроль двухколёсный транспорт, в связи с чем в Тюменской области проводится профилактическое мероприятие "Мотоцикл". ГИБДД региона обеспокоена ситуацией с аварийностью с участием мотоциклов и скутеров. С наступлением лета подобные дорожно-транспортные происшествия регистрируются практически ежедневно. В течение месяца сотрудники инспекции проводят рейдовые мероприятия. Особое внимание уделяют отдалённым сёлам и деревням.


– Второе, о чём следует знать: в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни. Правило это очень важное, так как позволяет водителям транспортных средств заранее замечать движущийся скутер или мотоцикл, – продолжает Алексей Владимирович. – Ещё один существенный момент касается расположения скутера на проезжей части. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов. Допускается движение по обочине, если это не создаёт помех пешеходам. Следует обратить внимание, что скутер не обязательно должен ехать в пределах крайней правой полосы. Например, ПДД для скутера разрешают объехать остановившийся на остановке автобус, перестроиться во второй ряд перед перекрёстком, если разметка запрещает ему проехать прямо из крайнего правого ряда.
Что запрещается делать водителям скутеров? Думаю, ответ на этот вопрос должен знать каждый, кто садится за руль мототехники.


– Нельзя двигаться по дороге без застёгнутого мотошлема. Необходимо держаться хотя бы одной рукой за руль при движении, – перечисляет инспектор. – Мопед имеет количество мест для сидения, определённое его документами. Перевозить пассажиров на скутере, конструкцией которого это не предусмотрено, запрещается. Для детей до семи лет должно быть оборудовано специальное место. Скутер – не грузотакси и не тягач, поэтому нельзя перевозить на нём груз, который выступает более чем на полметра за габариты, мешает управлению, или участвовать в буксировке. Правилами запрещено поворачивать налево и разворачиваться, если на дороге в данном направлении есть две полосы и более, или на дороге есть трамвайные пути. – И с улыбкой Алексей Владимирович комментирует: – Водитель мототехники находится в выгодном положении: у него всегда есть возможность остановиться, сойти с транспортного средства и стать на время пешеходом. А пешком преодолев широкую проезжую часть в нужном направлении, вновь продолжить езду.
На этом с ликбезом было покончено, так как мы подъехали к первому пункту назначения – развилке у автозаправочной станции. Инспектор ДПС младший сержант полиции Александр Николаевич Апаназов, напарник Алексея Владимировича Перевозкина, вооружившись радаром, вышел из машины.


– У нас есть возможность осуществлять контроль за потоком автомобилей и сразу фиксировать нарушения, – поясняет Алексей Владимирович, удовлетворяя моё любопытство относительно радара, а точнее, видеозаписывающего измерителя скорости "ВИЗИР 2М". – Дальность действия прибора – до 400 метров. ВИЗИР позволяет фотографировать и проводить видеосъёмку при совершении нарушения правил дорожного движения. При этом фиксируются время и дата нарушения. Скоростемер обеспечивает многократное увеличение изображения.


Мимо нас со стороны трассы в сторону центра проехал автомобиль – серебристый "Nissan". Смотрю на экран детектора, на нём высвечиваются крупно цифры "48". Рядом – время фиксации "13 часов 18 минут". Несмотря на то, что у въезда в село стоит знак ограничения "40", водитель может быть привлечён к административной ответственности лишь превысив скорость на 20 км/час. А значит, причин для остановки техники нет.


Первый автомобиль был остановлен лишь минут через двадцать. И это не было связано с какими-либо нарушениями. Инспекторы сделали досмотр в рамках оперативно-профилактической операции "Мак".


Переезд на новое место патрулирования – пятачок перед посёлком строителей – занял считанные минуты. В течение получаса проследовало всего десятка два машин, включая одного скутериста. О последнем – разговор особый. Юный водитель в шлеме с отражающим стеклом-забралом явно ехал с превышением скорости. Увидев патрульных, ход сбавил. Алексей Владимирович, взмахнув жезлом, указал направо. Скутерист начал тормозить, но как только проехал сотрудников полиции, поддал, что называется, газу.


– Вычислить нарушителя не получится, – прокомментировал А.В. Перевозкин, глядя на удаляющийся в сторону центра скутер. – Видите, номеров нет. Некоторые родители специально не регистрируют технику, чтобы мы не смогли найти их чадо, "пробив" мотоцикл или скутер по базе.


– И какой выход? – спрашиваю.


– Бросаться в погоню не стоит, ситуация только усугубится: испуганный, не имеющий опыта вождения подросток может стать опасным участником дорожного движения. Стараемся пообщаться с юными водителями на заправках. Выясняем их личности и беседуем с родителями, которых порой приходится убеждать в очевидном: поездка не соблюдающего правила дорожного движения ребёнка может привести к трагедии.


Как выяснилось в разговоре, постоянных нарушителей сотрудники автоинспекции знают поимённо, по возможности привлекают к административной ответственности через комиссию по делам несовершеннолетних, действующую при администрации района. Количество несовершеннолетних, имеющих право садиться за руль скутера или мотоцикла, можно пересчитать по пальцам. Я же делаю вывод: если такие есть, значит, выучить правила, отучиться в автошколе и получить права – для подростка реально. Было бы желание.


Возвращаемся к вопросу безопасности на дорогах в целом.


– Если рассматривать число нарушителей относительно территорий, какие поселения Вы бы назвали?


– Что касается сельхозтехники, больше всего нарушений выявляем в Володино: то нет документов на трактор, то водитель не имеет путевого листа, – отвечает инспектор на мой вопрос. – Что касается остальной техники, "лидирует" Юргинское.
Не буду описывать все места патрулирования и транспортные средства, с водителями которых общались в этот день инспекторы, замечу лишь: за превышение скорости было остановлено два человека, один водитель следовал без страхового полиса ОСАГО, ещё один – без света, да ещё и в тёмное время суток, на прицепе одного из автомобилей не читался государственный регистрационный номер – настолько он был затёрт. В поле зрения патрульных попали также пешеход, проигнорировавший светофор, и две машины – участницы дорожно-транспортного происшествия, которое произошло на перекрёстке в центре Юргинского. Нарушителям не смог помочь даже светофор.
Гоняющих юных байкеров, к счастью, больше не наблюдалось…

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "безопасность"