Руки прочь от моей пенсии, или Не на того напал

В одном из номеров "Призыва" мы познакомили читателей со специалистом службы поддержки партнёров бизнеса Натальей Шароглазовой. Наталья Александровна родом из Северо-Плетнёво. И сейчас живёт там. Как человек неравнодушный, она разработала курсы финансовой грамотности и сегодня делится полезной информацией.

– Сколько бы миллионов банки не тратили на разработку защиты данных своих клиентов, службы банка бессильны перед добровольной передачей пользователей своих реквизитов третьему лицу. Человеческий фактор может погубить любые инновационные подходы и внедрение самых современных технологий, увы. В связи с этим первое и главное правило, которое мы рассматриваем с участниками на курсах финансовой грамотности: любую информацию нужно проверять. Это правило нужно зафиксировать в спокойном состоянии, а его применение должно быть использовано в момент, когда эти слова будут казаться полным абсурдом: в условиях паники и страха.

Правоохранительные органы рекомендуют бросать трубку при малейших подозрениях. Согласна. А если это нереально, если разговор длится более минуты? Как бабушка сможет сбросить звонок, когда, предположим, слышит голос внука, который якобы в беде? Она бы этого себе не простила: а вдруг реально внуку угрожает опасность. Или представим, что сотрудник "финансового отдела службы безопасности" – заметьте, это два совершенно разных отдела – назвал сумму, равную той, что годами и огромным трудом откладывалась на отдельный счёт для взноса по ипотеке, для отпуска, о котором мечтал, для покупки машины, накопления с пенсии. Как выйти из-под влияния телефонного мошенника, не потерять деньги, спокойно завершить разговор? Я сейчас о том, что одним звонком человек попадает в состояние приступа тяжёлой тревоги: учащённое сердцебиение, дрожь, ступор, а затем навязчивая мысль "что-то нужно делать", и кто-то на другом конце провода обещает вас "спасти". К сожалению, под воздействием и влиянием мошенников забывается главное правило: любую информацию нужно проверять. Жертвы действуют под диктовку, потому что так быстрее и спокойнее.

К шагам проверки информации при разговоре с банковским лжеспециалистом можно отнести: вход в мобильную версию при включении громкого звука на телефоне, вход на сайт банка через компьютер, планшет, ноутбук, не путаем с мобильной версией, очень важно при обучении старшего поколения, отмечу, из-за разницы ввода данных для входа. Звонок на горячую линию (номер указан на всех картах с обратной стороны банковской карты) – как вариант после завершения разговора с мошенником. На улице можно найти ближайший банкомат, и пусть это будет даже банкомат не вашего банка.

Мошенник заставляет продиктовать номер карты, CVC и CVV – коды верификации пластикового носителя, которые подтверждают его подлинность, то есть три цифры на обратной стороне карты. Однако перевернув карту, вы увидите мелкий шрифт, что карта является собственностью банка, возникает вопрос: зачем "сотрудник" запрашивает номер, ведь для банка номер карты не секрет. Эти коды запрашивают банки при попытке оплатить товар либо перевести деньги с карточки через интернет. Запросили код – значит, будет перевод.

ПИН-код – аналог пароля, который используется одновременно и для доступа держателя карты к терминалу (банкомату), и как секретный ключ для цифровой подписи запроса. Эти четыре цифры должны быть секретом даже для сотрудника банка. Вроде всё просто. Но в состоянии паники мы боимся потерять драгоценные минуты, и те способы, которые перечислила, иногда не могут казаться адекватными, как в привычном, спокойном состоянии, потому что требуют дополнительных шагов и действий.

Согласно статистике Центрального Банка за II квартал 2021 года, мошенники украли у банковских клиентов более 3 млрд рублей. Из них только 222 млн было возвращено жертвам. С введением новых финансовых возможностей сумма будет только расти, нельзя недооценивать работу аферистов – они ищут универсальный вариант для нового обмана.

Правило проверки информации должно успокоить и вывести из того состояния тревоги, которым пользуются мошенники при контакте с нами. Если на телефоне лжеродственник, то необходимо задавать как можно больше уточняющих вопросов для прояснения ситуации.

Прошу уделить время своим родителям, бабушкам и дедушкам. Поделиться с ними  информацией. А ещё отложить дела и потренироваться, отрабатывая действия проверки информации при столкновении с телефонными мошенниками: проанализируйте, как быстро заходите в мобильный банк на телефоне, на компьютере – в тревожном состоянии будут дрожать руки, а пароль от входа вполне может выпасть из головы. Расскажите про термины и понятия банковской карты, про робота, с которым можно столкнуться, набирая номер 900. Уделите должное внимание своим близким, чтобы обезопасить от аферистов.

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "профилактика мошенничества"