Род Цороевых старается придерживаться национальных традиций

Ингушетия - республика со своими традициями и многовековыми устоями

Белоснежное платье ручной работы с длинным шлейфом, богато накрытые столы, рассчитанные накормить всё село, калым, который возвращается в семью жениха в качестве приданого – свадьба в жизни ингушей всегда являлась большим и радостным событием. Несмотря на то, что Лилия Борисовна Мезенцева живёт в Юргинском районе достаточно давно – вместе с родителями, пятью братьями и младшей сестрой переехала из Ингушетии двадцать лет назад на родину мамы в Шипаково, она никогда не забывала о национальных традициях. И о том, что она Лейла Бисолтовна.

Конфетно-букетный период

В Ингушетии, в одном из сёл близ города Малгобек, что недалеко от Назрани, живёт Луиза – старшая сестра Лилии, буду называть её привычным именем. На днях Луиза выдала замуж младшую дочь Залину. К сожалению, у тёти не было возможности съездить на праздник к племяннице, но, к счастью, век информационных технологий позволяет преодолевать тысячи километров одним вызовом по вайберу или ватсапу. А ещё в помощь – фотографии и видеоролики.

– Семья придерживается всех традиций. Луиза в девятнадцать лет была отдана замуж, не зная своего супруга, ей просто сказали: хороший человек. И лишь однажды на расстоянии показали: вон он. Причём на свадьбе, которая длилась три дня, она его так и не увидела, он праздновал со своими гостями, отдельно, – рассказывает собеседница. – Так было и у Залины. Она понравилась молодому человеку, он узнал её номер телефона. Встретиться они не могли, поэтому связь ограничивалась звонками, общением в соцсетях, мессенджерах и подарками, которые он дарил через посредников: коробки с дорогими конфетами и шикарные букеты цветов приносили прямо в школу, где она работает учителем информатики.

После конфетно-букетного периода – а ухаживать ингушские юноши умеют красиво – молодой человек попросил разрешения заслать сватов. Девушка была согласна, но ответ дала только после того, как получила согласие родных, а точнее мамы – единственного родителя. Определили дату сватовства, по-ингушски зоахалола. Уже с утра в родительском доме Залины хлопоты: принять старейшин рода мужа – дело ответственное.

Во время сватовства мужчины встречаются с мужчинами, поэтому старейшины встретились со старшим братом будущей невесты, рассказали о женихе – чем он занимается, кем работает, как живёт.

– Второй визит старейшин был уже с калымом, который составил 250 тысяч рублей, – говорит Лилия. И поясняет: – Сумма выкупа не должна быть меньше определённой мечетью суммы. При этом мечеть запрещает воровство невест, виновник должен будет заплатить штраф, вернуть девушку в родительский дом и провести церемонию зоахалола по всем правилам.

Калым Залины полностью ушёл на приданое. Плюсом мама Луиза добавила немалую сумму. В результате комната невесты была полностью наполнена: от носовых платков до зимней одежды, от посуды до электробытовых приборов, от гардин до спального гарнитура, от постельного белья до ковров-паласов. К тому же, чтобы торжество было достойным, надо и организовать его на уровне. Так, свадебное платье ручной работы, в котором невеста будет только один день, обошлось в 70 тысяч рублей.

– К свадьбе обе стороны готовились самостоятельно, так как праздновали одновременно у жениха и у невесты. Забегая вперёд, скажу, в доме жениха свадьбу играли три дня. В доме невесты – один, и правильнее будет назвать это проводинами. На второй день молодожёны начали обживать трёхкомнатную квартиру, подаренную отцом теперь уже мужа, – уточняет Лилия.

Род пополнился невесткой

Первый день свадьбы для Залины начался с нанесения макияжа, его сделал приглашённый на дом мастер, и посещения салона, где ей уложили волосы. Наряжали невесту, как положено, девушки – кандидатки на замужество. А в это время гости отмечали проводины за богато накрытым столом, а точнее столами, так как мужчины и женщины праздновали отдельно. Кстати, мужчин обслуживают только мужчины – что помоложе, женщин – женщины.

Приехал кортеж машин за невестой. Суженого среди прибывших нет. Но для сопровождения есть две девушки, чья очередь следующими выходить замуж, и младший брат жениха, за которым Залина следовала по пятам, без которого не имела права ступить и шагу.

– К невесте приходили старейшины с Кораном в руках для свершения религиозного обряда регистрации брака по шариату. Залина за ними повторяла слова молитвы. При этом в комнату к ней, кроме женщин, старейшин и родственника, приехавшего с ними в качестве сопровождающего, никто не заходит, – продолжает свой рассказ собеседница. – Прежде чем взять Залину за руку и вывести из дома, брат жениха передал деньги её подружкам – за то, что они собирали невесту.

Невесту встречают в доме жениха. Здесь уже радуются за молодожёнов мужчины и женщины, которые находятся в разных помещениях, подчёркивая половое различие. В комнате с лучшим убранством размещены самые почётные мужчины – родственники снох и зятьёв, родственники по материнской линии отца и матери, другие "бехке нах". Им подавали лучшие блюда, уделяли особое внимание. Состав гостей при этом постоянно меняется: одни уходят, другие приходят.

Но вернёмся к Залине. Сопровождающий молодой человек торжественно ведёт её в "нускала циа" – "комнату невесты". Когда переступала порог дома, одна из женщин постелила под ноги коврик и веник, которые Залина подняла и аккуратно отложила в сторону. И тут же была осыпана конфетами – таким образом, невесте пожелали сладкой, обеспеченной жизни. Девушка в смущении опускала глаза и старалась смотреть только в пол.

Ей отвели красный почётный угол, где она принимает поздравления. Согласно обычаю, невеста молчит, что говорит о её скромности. К Залине подходили старые и молодые, чтобы посмотреть и оценить новое пополнение "тейпа" – "рода". У неё же, в свою очередь, была возможность пополнить будущий семейный бюджет: каждый просмотр стоил денег. Девушки усаживали Залину до появления нового посетителя, которого она должна была встречать стоя. Если её просили что-то сделать – делала, но опять же за деньги.

Все дни свадьбы жених фактически не показывался. Он находился в доме родственников по соседству. Его окружали друзья и мужская часть молодых родственников, которые не давали ему скучать. Алкоголя при этом на столе нет, но есть разнообразные вкусные блюда.

– Спиртного не найдёте ни на одном столе. Свадьба у ингушей – трезвая. Так велит мечеть. Так заведено традициями, – комментирует Лилия. – Жених появился на второй день. Отец передал молодым ключи – они уехали в свою квартиру, куда заранее родственники перевезли все красиво упакованные свёртки и коробки приданного. Одним словом, заходи и живи.

Но на этом свадьба не заканчивается. Она длится в доме свёкра и свекрови ещё несколько дней, в течение которых невеста ухаживает за гостями, готовит, прибирает. Одета подобающе – с покрытой головой, ежедневно меняет однотонные юбочные костюмы – брюки строго запрещены, наряжаясь то в белое, то в розовое, то в голубое… Семь дней – семь цветов.

Через месяц после свадьбы – поездка к родителям невесты, где родственники обмениваются подарками. Мама невесты получает кольцо – за то, что вырастила и воспитала дочь. Визит проходит без жениха! Согласно ингушским традициям, встреча с тёщей может так и не состояться. Но это уже другая история…

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "в семье единой"