Смысл жизни – педагогика

Как подарить счастливую жизнь особенному ребёнку? Как научить общество взаимодействовать с имеющими ограниченные возможности здоровья детьми – с патологией речи, нарушениями зрения, слуха, интеллекта или с задержкой в развитии? Как доступно объяснить подросткам: все мы разные, но живём в одном мире? Ответы на эти и на множество других аналогичных вопросов может дать Светлана Филипова, руководитель Юргинской специальной школы-интерната.

Как нелегка работа руководителя, в подчинении которого сорок человек, не считая 56 проживающих в интернате воспитанников, увидела воочию. За время нашего недолгого общения заведующая филиалом Юргинской средней школы попутно разруливала – по-другому и не скажешь – тут же возникающие проблемы. Встретила и помогла организовать встречу представителей госавтоинспекции с ребятами, ответила на несколько телефонных звонков. Причём ответы звучали не односложные, а расширенные: к кому обратиться с предложением продажи оборудования для учреждения, куда и кого необходимо увезти после занятий, какой пакет документов необходимо собрать – не одна телефонная трель не была проигнорирована. Вот так Светлане Владимировне ежедневно приходится оперативно решать кучу проблем.
– Фигаро здесь, Фигаро там, – комментирую эту способность собеседницы. В ответ получаю смех – он у женщины особенный: одновременно заливистый и естественный.
С годами, признаётся, стала относиться ко всему спокойнее – нет, не воспринимать проще, а быть более сдержанной в эмоциональном плане. Душевное равновесие помогают восстанавливать прогулки: после трудового дня, который заканчивается и в шесть, и в семь, а порой и в восемь вечера, пешком преодолевает расстояние от школы до дома. В такие минуты, бывает, вспоминает свои детство и юность, студенческие годы. Первые шаги в профессии… И как будто не было этих 37 лет!
Светлана Владимировна работает в специальной школе для особенных детей с 1987 года – с первых дней, как приехала в Юргинский район вслед за сестрой, выпускницей Свердловского пединститута.
– Родилась в Казахстане, в одном из посёлков Кустанайской области. Но большая часть детства, отрочество и юность прошли в посёлке Гари Свердловской области – на родине мамы. В 1982 году окончила среднюю школу. Мама работала воспитателем в детском саду, поэтому по её примеру в педагогику пошла сначала старшая сестра Ольга (учитель начальных классов Юргинской школы Ольга Владимировна Гордиенко – прим. автора), а затем и я. Поступала в Свердловский педагогический институт – не поступила, пошла в Серовское педучилище, – рассказывает собеседница. И вспоминает первые самостоятельные шаги в профессии: – По распределению попала в Горновскую малокомплектную начальную школу, где была в одном лице заведующей и учителем. Дети помнят первую учительницу, а учитель помнит своих первых учеников. У меня их было шестеро – с первого по четвёртый классы.
В отличие от больших школ, где молодого специалиста под своё крыло берут опытные учителя, в деревенских школах ты один, и до всего доходишь самостоятельно. Тяжело, но получаешь колоссальный собственный опыт. Светлана Владимировна испытала это на себе в течение трёх лет. При этом она училась заочно в Нижнетагильском пединституте.
– Диплом о высшем образовании получала уже здесь, будучи работником Юргинской коррекционной школы-интерната. Начинала воспитателем, – уточняет, – тогда даже не знала всей специ-фики работы с детьми-сиротами, детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ, которые нуждаются в тебе 24 часа в сутки. Слёзы подступали к горлу, когда абсолютно чужой ребёнок называл меня мамой. Это было настолько тяжело, что собиралась даже уходить. Но поддержка коллег-стажистов заставила пересмотреть решение.

Светлана Владимировна вспоминает коллектив учителей и воспитателей тех лет. Под директорством Владимира Петровича Кулакова трудились Нина Васильевна Степанова, Нонна Сергеевна Нешатаева, Любовь Яковлевна Меньших, Галина Ивановна Коровина – этот список можно продолжать и продолжать.
– Отработав год, перешла учителем начальных классов – в соответствии с полученным образованием. В 2000 году стала заместителем директора по учебно-воспитательной работе, а через семь лет – возглавила школу. Помимо руководства вела предметы – сначала русский язык, затем математику. За эти годы наше учреждение образования пережило несколько реорганизаций, после очередной – в 2016 году – стала заведующей филиалом, – констатирует она.
Современный руководитель школы, считает Светлана Филипова, должен быть обязательно творческим, способным преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих перед коллективом задач, использовать в управлении инновационные технологии. Есть у заведующей филиалом свои принципы, в числе которых уважение и доверие к человеку. Она стремится делать так, чтобы для каждого работника проведённое в стенах школы-интерната время не омрачал негатив – только позитив. Отчасти поэтому в школе не существует кадровой проблемы. Здесь ценят личные качества каждого, особенно профессионализм и компетентность, инициативу и ответственность.

 

Продолжение читайте на страницах "Призыва".

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Образование"