История жизни длиною в 90

История жизни Анфизы Яковлевны Филипповой неразрывна с историей страны.

Родилась Анфиза Яковлевна в далёком 1928 году в семье Якова Фёдоровича и Устиньи Ивановны Палецких. Мать слыла женщиной весёлой, доброй, расторопной на работу, отец же был суров и деспотичен. Что такое "лихо" – Анфиза и старшая сестра Таисия познали в раннем детстве. Младшенькой не было и двух лет, когда от тяжёлой болезни умерла мать. Отец женился. Мачеха не обижала падчериц, но и ласки от неё они не видели. Жёсткую руку отца испытали крохами: наказание словом в доме не существовало – кнут и вожжи. За девочек заступались мачеха да добрая соседка Анка. Повзрослели рано: защитить сирот от тяжёлой работы было некому – на самые трудные участки колхозных работ отправляли в первую очередь их. И безоговорочно. Возможно, поэтому Таисия после окончания войны не вернулась домой, считалась пропавшей без вести до 1975 года: тогда неожиданно на имя давно ушедшего из жизни отца и несуществующий адресат (Омская область) пришло от неё письмо, где сообщалось, что жива, живёт в бухте Витязь Приморского края. Повидаться сёстрам не довелось. Были посылки с наивкуснейшей рыбой, писались письма, планировалась поездка… и вновь тишина.
Трудовая деятельность Анфизы Яковлевны началась в тринадцать лет. Непосильный, но преодолеваемый детскими ручками труд, голод, когда ели травяные лепёшки, которые при выпечки крошились из-за отсутствия муки, дальние посылы с повестками, в основном в ночное время, из Колычевой в Заозёрную. Это, наверное, самое страшное воспоминание: шли в грязь, снег, по бездорожью, сугробам, в рваной холщовой поддёвке и практически босиком. Годы войны были для всех испытанием, тыл держался на женщинах и детях. Анфизой, тринадцатилетней девочкой, был связан не один десяток носков солдатам, насушены на фронт килограммы картошки. И это в то время, когда сами были голодные и раздетые.
Закончилась война, пришёл с фронта отец. Война ещё более ожесточила его: вернулся из плена – израненный, тело гноилось и кровоточило. Вспоминать о том времени и сегодня очень больно. Казалось, всю вину военной участи он возложил на дочь.
Но время шло. Бригада Колычёвская, в которой трудилась Анфиза Яковлевна, считалась передовой. Работа в колхозе дояркой – подъём в четыре часа, утренняя, дневная и вечерняя дойки. По дому – испечь хлеб, отправить детей в школу. Летом, между дойками, сенокос. Работа в колхозе – круглый год, без выходных и отпусков. Приходилось добывать из мёрзлой траншеи силос, носить неподъёмные мешки комбикорма, вёдра и фляги с молоком, трудиться на мехтоке, мыть пол в конторе.
В плотном графике колхозной работы удавалось ещё познать и в совершенстве овладеть многими видами рукоделия. В доме уже росло четыре девочки, их надо было одевать. Била лён и пряла пряжу, ткала половики, выкладывала ковры, каждую зиму в небольшом доме устанавливались кросна. Вышивала крестом и гладью, выбивала шторы и покрывала, вязала крючком и на спицах, шила платья и школьную форму.
Она и сейчас, в свои 90, вяжет носки и салфетки, из старых вещей – кружки. Без работы не сидит. Правда, всё чаще подводит здоровье. Да и как не подвести? В общей сложности более сорока лет трудового стажа! Сюда входит и работа телятницы, которая требовала много сил – 50 голов надо напоить, накормить, вычистить в клетках, и работа свинаркой на Палецковской ферме. По итогам соцсоревнований была всегда впереди. Свидетельство тому – множество наград, которых не перечесть.
Мы, дети, несмотря на всю занятость мамы, всегда сполна получали внимание, заботу и любовь. Сегодня старшая дочь Зоя живёт в Тюмени, в своё время отучилась в Ишимском пединституте, работала на севере. Валентина живёт в Горно-Алтайске, куда уехала по распределению после Тюменского медучилища. Зинаида, автор этих строк, и Надежда живём рядом. Я окончила Ишимский пединститут, начинала работать в Новотаповской школе, но после гибели отца, Александра Михайловича Филиппова, переехала в Юргу, Надя в то время училась в десятом классе. Отец был знатным механизатором, а ещё он катал валенки, шил сапоги и пальто, был умелым столяром, плотником, слесарем и кузнецом. Построил дом, причём с односельчанами возвели его за один день. Мама после смерти отца осталась жить с младшей дочерью Надеждой, которая всю трудовую жизнь проработала на АЗС оператором.
Сейчас мама живёт в своём небольшом, но уютном доме в Палецкой – на усадьбе младшей дочери. Практически всё старается делать сама. В доме всегда тепло и пахнет пирожками, булочками, шанежками. Летом, когда ещё все спят, полет грядки. Разводит цветы, которые дарит вместе с горшками детям и внукам. Наследие у неё большое: восемь внуков и двенадцать правнуков.

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "старшее поколение"