Мы помним: танковое сражение под Прохоровкой

Среди многих событий Великой Отечественной войны, среди знаменательных боев и сражений особо выделяется грандиозная битва, развернувшаяся на Белгородско-Курской земле летом 1943 года.

Крупнейшее в мировой истории танковое сражение под Прохоровкой сломило броневой хребет гитлеровской Германии и во многом определило победный исход Курской битвы и всей Великой Отечественной войны.

Прохоровка… Здесь сошлись тысячи танков в бессмертной схватке. Око за око. Сталь за сталь. Великая победа родилась в этой битве машин и людей.


Стратегические планы обеих сторон предусматривали далеко идущие цели и намечали разгром противостоящего противника. Войска Германии еще были способны предпринять мощное наступление. Операция "Цитадель" планировалась как массивный удар с двух направлений с целью окружения войск Центрального и Воронежского фронтов. Гитлеровская армия стремилась вновь захватить стратегическую инициативу, создать перелом в ходе военных действий, реабилитировать себя в глазах Германии за поражение под Сталинградом, восстановить пошатнувшийся престиж в глазах союзников (прежде всего Италии и Японии). Для осуществления этой операции были привлечены армия, насчитывающая свыше 900000 человек, 10000 орудий и минометов, 2700 танков. Большие надежды противник возлагал на новую технику: танки "Тигр" (Т -VI) и "Пантера". Немецкий танк Т -VI ("Тигр") имел более тяжелую, толстую броню, но он был менее подвижный, по сравнению с советским танком Т–34. Проведя тотальную мобилизацию, немецкое командование подготовило к лету крупное наступление на Курском выступе.

Советские стратеги предугадали замысел противника. Весной правительство приняло решение о создании на Курской дуге прочной обороны, что в будущем оказалось наиболее рациональным видом стратегических действий. Южный и юго-восточный участки Курского выступа обороняли войска Воронежского фронта под командованием генерала Н.Ф.Ватутина. В них насчитывалось 626000 человек, 9000 орудий и минометов, 1700 танков. Советский танк Т-34 был более маневренный, но имел слабую броню. Особое внимание уделялось противотанковой и противовоздушной обороне.

Наступление немцев началось 5 июля1943 года. Главные усилия врага были сосредоточены на Обоянском направлении, кратчайшем пути с юга к Курску, вдоль Симферопольского шоссе. За первый день боев немецким войскам на двух участках Южного фронта удалось вклиниться в нашу оборону на 10 км.. Но в боях до 10 июля враг понес большие потери. Потеряв всякую надежду прорваться к Курску на Обоянском направлении, немецкое командование собрало в железный кулак отборные танковые дивизии и предприняло обходной маневр через станцию Прохоровка, чтобы затем, "оседлав" железную дорогу, наступать на Курск. Замысел врага был вовремя разгадан. Советское командование усилило действовавшие здесь войска стратегическими резервами, выдвинув к Прохоровке 5-ю гвардейскую танковую армию (генерал П.А.Ротмистров), 5-ю гвардейскую армию (генерал А.С.Жадов), два танковых корпуса (2-й танковый корпус и 2-й Тацинский гвардейский танковый корпус). На Прохоровском направлении разгорелось кровопролитнейшее сражение. В воздухе и на земле стоял несмолкаемый грохот боя.

11 июля можно рассматривать, как день начала большого сражения за Прохоровку. Уже к вечеру противник был у хутора Сторожевое (в 6 км от Прохоровки), овладел совхозами "Комсомолец", "Октябрьский". В окружении оказались части, оборонявшие Андреевку, Васильевку, Михайловку. Но противник не смог овладеть Прохоровкой, хотя и подошел к ней вплотную с запада (район с. Верхний Ольшанец). Представитель Ставки ВГК маршал А.М. Василевский и командующий фронтом генерал Н.Ф. Ватутин пришли к выводу, что разгромить противника на Прохоровском направлении можно только серией мощных контрударов, усиленных стратегическими резервами. Для этого 5-я гвардейская армия должна была расположиться на исходных рубежах в районе Прохоровки и наносить удар левым флангом.

5-я гвардейская танковая армия, состоящая из 18-го и 29-го танковых корпусов, 5-го гвардейского механизированного корпуса, 2-го танкового корпуса и 2-го гвардейского танкового корпуса (Тацинского), нацелила главный удар вдоль железной дороги и далее на Прохоровку-Яковлево.

18-й танковый корпус, под командованием генерала Б.С. Бахарева, получил задачу разбить противника в районе Грезное, Красная Дубрава.

29-му танковому корпусу, под командованием генерала Н.Ф. Кириченко, было приказано разгромить противника на рубеже совхоза "Комсомолец", Красная Поляна и к исходу дня овладеть районом Прохоровки.

5-му механизированному корпусу, под командованием генерала Б.М. Скворцова, была поставлена задача развить успешное наступление в общем направлении на Быковку.

2-й танковый корпус, под командованием генерала А.Ф.Попова, должен был остаться на занимаемом рубеже Прелестное, Сторожевое и быть готовым к развитию наступления на Сухо-Солотино.

2-й гвардейский танковый корпус (Тацинский), под командованием полковника А.С. Бурдейного, получил задачу к исходу дня 12 июля овладеть районом Яковлево.

Готовя удар на Прохоровку с запада, немецкое командование сосредоточило западнее Прохоровки крупные группировки в составе трех танковых дивизий ("Адольф Гитлер", "Мертвая голова", "Рейх"). Основная масса танков, как показал ход событий, действовала в полосе железной и шоссейной дорог, идущих на Прохоровку со стороны Белгорода. Наступление 5-й гвардейской танковой армии было назначено на утро 12 июля. Одновременно началось наступление немецких танковых соединений.

На широком всхолмленном поле в 50 км к северу от Белгорода развернулось встречное танковое сражение, самое грандиозное за всю историю Второй мировой войны. С обеих сторон в нем одновременно участвовало около 1200 танков и самоходных орудий. Земля дрожала от лязга гусениц, грохота выстрелов, разрыва снаряда и бомб, воя самолетов. На поле боя перемешалось огромное количество танков. Чтобы разойтись и вновь восстановить боевые порядки, не хватало ни места, ни времени.

Войска 5-й танковой армии встретились с немецким танковым корпусом. К исходу дня поле сражения было усеяно сотнями горевших и подбитых вражеских и наших танков. Хотя корпусам 5-й гвардейской танковой армии не удалось существенно продвинуться вперед, своим ударом они сорвали замысел врага - через Прохоровку прорваться к Курску.

Ожесточенные сражения проходили и в других районах около Прохоровки. Танковый бой около совхоза "Октябрьский" длился всю первую половину дня. Во второй половине дня 18–й танковый корпус Советской армии сломил сопротивление противника, оборонявшего совхоз "Октябрьский" и ворвался в его северную часть. Затем корпус стал развивать наступление в западном направлении, на Андреевку и Васильевку, расположенных на левом берегу реки Псел. Разгромив по пути несколько мелких танковых групп противника, к пяти часам вечера ворвался в Андреевку. Атаковав движущуюся на Михайловку колонну танков, советский танковый корпус разгромил ее, отбросив остатки на Васильевку. Через час корпус овладел Васильевкой и подошел к Козловке, тем самым продвинувшись вперед. Ожесточенные бои развернулись на левом берегу реки Псел, куда прорвалась группа танков-противника.

К исходу дня 18-й танковый корпус очистил от фашистов Васильевку, Андреевку, Михайловку и перешел к круговой обороне по линии населенных пунктов Васильевка – Прелестное – Береговое, расположенных по левому берегу реки Псел, в его излучине. Здесь батальоны 18-го корпуса бли встречены группой "тигров". Контратаки немецких танков были отбиты, и господствующая высота перешла к советским войскам .

Ожесточенный бой вел 29-й танковый корпус, наступавший вдоль железной и шоссейной дорог. Враг бросил против него танковые дивизии "Адольф Гитлер", "Мертвая голова", пытаясь прорваться к Прохоровке. Однако наши не уступили достигнутых рубежей. К вечеру 29-й танковый корпус овладел совхозами "Комсомолец", "Сталинское отделение". Разгромив противника, корпус перешел к обороне на северо-западном фронте.

2-й гвардейский танковый корпус (Тацинский), отбрасывая части дивизии СС “Рейх”, наступал в направлении Виноградово и Беленихино.

2-й танковый корпус обеспечивал стык с Тацинским танковым корпусом, имея в дальнейшем задачу, развить успех.

Позже выяснилось, что немецкая группировка не смогла прорваться к Прохоровке вдоль железной дороги, и немецкое командование решило прорваться на северный берег реки Псел. Но уже к 18.00 ч. немцы прекратили наступление, остановленные стрелковыми дивизиями 5-й гвардейской армии генерала А.С. Жадова.

12 июля развернулось еще одно сражение в районе Рындинка-Ржавец- Выползовка, где нужно было ликвидировать угрозу прорыва немцев в район Прохоровки с юга. Здесь столкнулись силы отряда генерала К.Г. Труфанова и основные силы вражеского 2-го танкового корпуса СС. Начался неравный бой с немцами. В 13.00 ч. поступило боевое распоряжение командующего Воронежским фронтом Н.Ф.Ватутина командующему 5-ой гвардейской танковой армии на окружение и уничтожение вклинившегося противника:

"Противник силою 50 танков овладел Рынденкой, Ржавцем, Выползовкой и стремится распространиться на Плоту, Авдеевку.

Приказываю:

Командующему 5(гв.) ТА силами отряда генерал–майору т.Труфанова: двух мехбригад, одной тбр, 2 гв.тк во взаимодействии с частями 69-й армии окружить и уничтожить противника в районе Рынденко, Ржавец и выйти на рубеж Шахово, Щелоково, Ржавец."

Одновременно получил указания командующий 69 армии:

"Командующему 69 имеющимися силами в этом районе – 92 гв. Сд., 10 ибр, сп 375 сд и 81 гв.сд. оказать содействие по уничтожению противника в районе Рынденка , Ржавец и прочно занять оборону в районе Шахово, Щелоково, Ржавец.

Исполнение донести."

Прибывшие на помощь силы развернулись, перешли в атаку и заставили врага отступить. К концу дня советские части стали производить перегруппировку и, подтянув резервы, овладели Рынденкой и Ржавцом.

На Прохоровском поле одновременно велись бои наступательные, оборонительные, действия против флангов противника, имели место встречные сталкновения крупных танковых группировок. Наступил переломный момент. К исходу дня 12 июля танковое сражение под Прохоровкой закончилось поражением главной группировки врага, который оставил на поле боя сотни танков и штурмовых орудий. Обе стороны понесли большие потери.

13 июля противник сделал еще одну попытку прорваться к Прохоровке. Но это были уже последние действия врага. Контрудар наших войск заставил противника окончательно отказаться от наступления и перейти к обороне.

16 июля немцы прекратили атаки и начали отвод тыловых частей в направлении Белгорода. А 17 июля наша разведка зафиксировала отход основных соединений противника. Гитлеровский план "Цитадель" потерпел крушение. Таким образом, всемирно известное Прохоровское сражение проходило в течение недели, с 10 по 16 июля 1943 года на обширной территории, а не только 12 июля на так называемом "Танковом поле", как обычно считается.

Согласно отчету штаба 5-й танковой армии, за неделю Прохоровского сражения было сожжено противником 323 танка и 11 самоходных орудий. В боях под Прохоровкой советская армия потеряла не только множество танков, в яростных схватках погибли отважные гвардейцы. Однако поставленную перед ними задачу выполнили: решительным контрударом на главном направлении остановили грозного противника. На фронте армий Жадова и Ротмистрова велись массовые танковые атаки и контратаки против наступающих наших танковых частей. Но фашисты не добились поставленной цели: их сила натолкнулась на нашу несокрушимую мощь. Под Прохоровкой враг потерял, по разным данным, от 150 до 400 своих танков.

Поля в окрестностях Прохоровки будут вечно помнить о беспримерном подвиге русского солдата. Прохоровское поле по своей значимости в истории Отечества заняло такое же место, как Куликовское и Бородинское – Знаменитые поля русской воинской славы.

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Великая Отечественная война"