Живая память

Чеченская война – это страница истории нашей страны, забыть которую мы не имеем права. Память о погибших свято хранят их сослуживцы, их семьи и близкие. И память эта будет жива. Моя собеседница Елена Колбина была четырнадцатилетней девочкой, когда в её семью пришла беда – на Северном Кавказе погиб брат Денис Бобов.

Елена помнит старшего брата мальчишкой. Общительный, добродушный, когда надо – мог за себя постоять. Помогал родителям по хозяйству, играл с маленьким племянником, вечерами играл на гитаре, ездил с друзьями на дискотеку. На детских и юношеских фотографиях – обычный паренёк, как все сверстники. Только глаза грустные.

Повестка, 19 ноября 1998 года – проводы в армию в день рождения, военкомат, слёзы расставания. Курс молодого бойца, Владикавказ. Чечня. Война. На фото в военной форме – совсем другой, серьёзный, подтянутый, возмужавший. А глаза – такие же грустные.

Единственной ниточкой, связавшей Соколово и Северный Кавказ, стали солдатские письма. Они трогают до глубины души, в них любовь и тоска по близким людям, которые были далеко. Все понимали: дорогая весточка может оказаться последней.

"У меня всё отлично, служба идёт как по маслу". "Мне осталось меньше двух месяцев. Я вам уже писал, хочу подписать контракт". "У меня такие планы – самому не верится! Теперь только одно остаётся – отслужить нормально, и всё". "Пишите, как у вас дела? Что нового в деревне? Как со здоровьем у тебя, мама, полегче хоть? А то я переживаю за тебя". "Родила ли Рита второго ребёнка или пока нет? А Таня с Колей как живут, по-прежнему в том доме или в новый переехали? И обязательно напишите, цел ли "Запорожец". Заготовили дрова? Чем занимается баба Женя, как у неё здоровье? И что с домом бабы Насти, кто там живёт? Кто теперь завклубом, и кто ведёт дискотеку? Что ещё нового есть, обо всём пишите". "За меня не переживайте, всё будет отлично. 20.04.2000 года". Он писал, а значит, был жив…

– Каждый вечер вся семья усаживалась у телевизора, где в новостях мелькали кадры из разрушенного Грозного. Когда 11 мая 2000 года услышали, что на территории Ингушетии под обстрел гранатомётов попала группа безоружных дембелей, мама сразу заплакала и сказала: "Там наш Дениска". Мы с отцом пытались её успокоить, но она уже тогда всё поняла, весь вечер плакала, материнское сердце почувствовало беду. А через пару дней раздался телефонный звонок, и незнакомый женский голос спросил: "Мама дома? Нет? Передай ей, что пришла похоронка", – рассказывая это, Елена едва сдерживает слёзы. – В этот момент у меня всё внутри перевернулось. Я маме не смогла ничего рассказать, только старшей сестре. Когда она сообщила страшную новость, мама лишь повторяла: "Я знала, я знала, что всё"…

А в это время домой летели последние письма Дениса, на двух конвертах почтовые оттиски: "11.05.2000. Посёлок Чермен, Республика Северная Осетия". Семья их получила уже после известия о смерти солдата: "За меня не переживайте, всё будет отлично. 20.04.2000 года".

Затем бесконечно долгие три месяца ожидания. Экспертиза ДНК, награждение орденом Мужества посмертно.

– Одному Богу известно, что пережила мама за это время – ни сына, ни тела, ни могилки. Только восьмого августа гроб с останками брата привезли в Соколово, а девятого были похороны. Прощание с воинскими почестями. Помню почётный караул, полотнище флага на крышке гроба, духовой оркестр. И много-много народа: родные, односельчане, военные, незнакомые. В тот день была страшная гроза: чёрные тучи, сильный ливень, оглушающий гром, всполохи молний. На кладбище раскаты грома заглушали залпы воинского салюта. Казалось, природа прощалась с Денисом, – вспоминает Елена.

В семье бережно хранят письма, документы, награды сына, газетные вырезки.

Правительственная телеграмма от президента Республики Ингушетия Руслана Аушева: "Трудно найти слова, которые могли бы уменьшить Вашу боль. Безмерна и невосполнима утрата, но Вы можете гордиться сыном. Память о нём останется в сердцах нашего народа".

В областной газете слова скорби Сергея Корепанова, председателя Тюменской областной думы: "Мы скорбим по погибшим землякам. Эти люди свято выполняли свой воинский и гражданский долг. Отстаивали не только территориальную целостность России, её единство, но и достоинство, честь, свободу и славу великой державы, великого народа, его будущее, и жертвы эти не напрасны".

Пожелтевшая страница районной газеты от 20 мая 2000 года, рассказавшей о страшной трагедии. Первое осознание большой общей беды.

Родители Дениса передали в музей Северо-Плетнёвской школы фотографии, письма, копии документов о смерти сына, фотокопию ордена Мужества. В музее оформлена фотоэкспозиция "Помним тебя, солдат…", посвящённая погибшему на Северном Кавказе земляку. Центральная улица родного села носит имя Дениса Бобова, на родительском доме установлена мемориальная доска.

Всем известна фраза: "Человек жив, пока жива память о нём". В свою очередь, храня память о судьбе одного-единственного человека, мы храним память о прошлом всего народа.

Они живы, пока мы их помним. Пока мы помним – мы живём.

Поделиться: