Услуги в электронном виде: не выходя из дома

В.В. Левенков

Эта тема поднималась во время пресс-конференции с журналистами районных СМИ управляющим Отделением ПФР по Тюменской области Алефтиной Сергеевной Чалковой и заместителем управляющего Виталием Викторовичем Левенковым. Сегодня на сайте Пенсионного фонда России доступно более 30 электронных сервисов, в числе которых все ключевые госуслуги ПФР. Чтобы ими пользоваться, достаточно зарегистрироваться на портале www.gosuslugi.ru и получить подтверждающую учётную запись, посетив клиентскую службу Отдела ПФР или МФЦ. Полученные логин и пароль необходимо использовать для входа в личный кабинет гражданина на сайте ПФР www.pfrf.ru. Кроме того, специалисты пенсионной службы оказывают гражданам услуги по регистрации в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) на портале www.gosuslugi.ru.

Качество и доступность

В приветственном слове Алефтина Сергеевна Чалкова подчеркнула важность электронных услуг, когда человек, не выходя из дома, может через интернет подать заявление о назначении пенсии, в том числе досрочной, на получение сертификата на МСК, узнать о пенсионных накоплениях и социальных выплатах. Может сформировать справку о размере пенсии, узнать о периодах своей трудовой деятельности, местах работы, размере начисленных страховых взносов, учтённых на индивидуальном лицевом счёте, количестве пенсионных баллов и так далее. Всё это доступно в личном кабинете гражданина – одном из ключевых сервисов по информированию граждан о сформированных правах в режиме онлайн. Кстати, Алефтина Сергеевна в рамках данной пресс-конференции познакомила с обновлённой структурой портала "Электронные сервисы ПФР", где появился раздел для граждан, проживающих за границей. Напомнила об электронных услугах, которые возможно получить без регистрации: записаться на приём, заказать документ, направить обращение, задать вопрос, воспользоваться услугами пенсионного калькулятора, сформировать платёжную квитанцию.

– Интересна тема о том, как накапливается сумма страховых взносов, та часть накопительной пенсии, которая формировалась в своё время у лиц, которые сегодня уходят на пенсию – это мужчины с 1952 года рождения по 1966, женщины с 1957 года рождения по 1966. У этого поколения граждан накопительная часть работодателями перечислялась в течение двух лет – с 2002 по 2004 годы, – акцентировала внимание журналистов в приветственном слове А.С. Чалкова.

Следуя принципу "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать", участники встречи заходили в свои личные кабинеты и "путешествовали" по сервису.

Когда речь зашла о бесплатном мобильном приложении "ПФР. Электронные сервисы" с доступом к основным функциям, представленным в личном кабинете на сайте, вспомнился ещё один принцип – "идти в ногу со временем". Внедрение новых технологий – веление современного мира. В Пенсионном фонде России разработали приложение для операционных систем iOS и Android. Презентация состоялпсь в марте.

– Теперь легко получить доступ к сервисам ПФР. С помощью приложения пользователи могут проверить состояние индивидуального лицевого счёта, перечисленные работодателем страховые взносы, размер материнского капитала и социальных выплат, историю обращений в ПФР. В него также встроен функционал для записи на приём и заказа документов, направления обращений в онлайн-приёмную. Кроме того, благодаря геолокационному сервису пользователи смогут узнать, где находятся ближайшие отделения пенсионных органов и многофункциональные центры, – констатировал Виталий Викторович Левенков. – Процедура загрузки и регистрация не такая уж сложная. Чтобы начать пользоваться приложением, необходима авторизованная учётная запись на портал государственных услуг и пин-код. Подтверждение о регистрации можно получить в МФЦ и клиентских службах ПФР.

В своём выступлении Виталий Викторович заострил внимание представителей районных СМИ на основных государственных услугах, которые реализуются в личном кабинете гражданина на сайте ПФР, заметив, что до конца текущего года их список пополнится ещё десятью пунктами, как минимум, а задача на 2018 год – все услуги, предоставляемые пенсионной службой, перевести в электронный формат. Отметил: популярность электронных услуг растёт, так, в первом квартале текущего года 54 процента заявлений – а это в основном назначение пенсий, смена способа доставки – были направлены в Пенсионный фонд через электронный сервис.

Востребованность получать госуслуги через интернет есть и у юргинцев. Начальник Отдела ПФР в Юргинском районе Татьяна Александровна Шевелёва привела статистику:

– Мы оказываем услуги по регистрации в ЕСИА на портале www.gosuslugi.ru. В клиентской службе можно получить подтверждение учётной записи. За 2016 год специалисты данной службы зарегистрировали 380 человек. Плюсом уже в этом году – 130. Если возьмём раздел "Пенсии и социальные выплаты", то в текущем году через личный кабинет было подано 165 заявлений, в том числе о назначении пенсии – 51, о доставке пенсии – 97. Если проанализировать раздел "Материнский (семейный) капитал", цифры сравнительно небольшие: заявлений о выдаче государственного сертификата МСК – 7, о распоряжении средствами капитала – 5. Однако надо учитывать, что многие подают заявления через многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг "Мои документы".

Вопросы и ответы

Информировать население обо всём, что происходит в различных областях жизнедеятельности, в том числе в сфере пенсионной, – задача средств массовой информации. А для этого журналистам необходимо самим иметь чёткое представление о том, что они пишут, говорят, показывают.

Вторая часть пресс-конференции проходила в режиме вопросов и ответов.

Газета "Тобольск-Содействие", г. Тобольск:

– Что делать, если в личном кабинете не учтены какие-либо периоды трудовой деятельности?

В.В. ЛЕВЕНКОВ:

– До 2002 года в ПФР сведения, которые предоставлялись по копиям трудовых книжек, с 2002 по 2012 годы – уже формировались сведения на индивидуальном счёте. Здесь может быть два момента: не учтены периоды – либо работодатель официально не оформлял гражданина, либо работодатель предоставлял сведения о неполной заработной плате, соответственно не все страховые взносы были учтены. Поэтому и нужно в течение всей своей трудовой деятельности контролировать этот процесс. Тем более сделать это легко, учитывая возможности электронных сервисов.

Если организация действующая, у вас есть документы, потребуйте внести корректировку в лицевой счёт. Если организация ликвидирована, обратитесь в архив, чтобы узнать о наличии необходимой информации.

Радиостудия "На Викуловской волне", Викуловский район:

– Как через личный кабинет узнать, где находятся мои пенсионные накопления?

В.В. ЛЕВЕНКОВ:

– В личном кабинете есть раздел "Формирование пенсионных прав", где можно получить данную информацию, заказать справку о состоянии индивидуального лицевого счёта.

Напомню, по заявлению раз в год можно принять решение о смене страховщика, то есть направить пенсионные накопления в государственный фонд или негосударственный. Стоит заметить: желательно не менять управляющую компанию чаще одного раза в пять лет, так как при ежегодной смене теряется инвестиционный доход, который накопился в компании. Кстати, эта пояснительная информация размещена на сайте, с ней стоит ознакомиться, чтобы понимать всю ответственность выбора.

Газета "Знамя труда", Сорокинский район:

– В течение трудовой жизни у гражданина была большая заработная плата, но она оказалась ниже той, что отражена в лицевом счёте. Что делать?

В.В. ЛЕВЕНКОВ:

– Необходимо понимать, что учитывается не заработная плата, а страховые взносы – это 22 процента. Из них только 16 процентов идёт на лицевой счёт, а 6 процентов идёт на так называемую фиксированную выплату – солидарную часть.

Что касается 16 процентов, здесь тоже существуют моменты. Если вы формируете пенсионные накопления, то 6 процентов идёт на накопительную часть, а 10 – на страховую.

Для информации, сегодня все 16 процентов начисляются на страховую часть пенсии.

А.С. ЧАЛКОВА:

– На сегодня предел, при котором прекращается начисление страховых взносов по ставке 22 процента в Пенсионный фонд РФ, составляет 876 тысяч рублей. Когда у сотрудника зарплата с начала года превысит эту сумму, к его последующей зарплате будет применяться тариф 10 процентов.

Телеканал "Сельское время", Омутинский район:

– Если гражданин обнаружил ошибку в отчислениях работодателя, каков алгоритм действий?

В.В. ЛЕВЕНКОВ:

– Необходимо выяснить, существует ли этот работодатель, чтобы с ним проработать корректировку на лицевом счёте. Если работодатель ликвидирован или реорганизован, с документами, которые имеются (трудовой договор, трудовая книжка), необходимо обратиться в Пенсионный фонд по месту жительства.

Газета "Призыв", Юргинский район:

– Если подходит срок выхода на заслуженный отдых, человек решает подать заявление о назначении пенсии, может он это сделать, не выходя из дома? Достаточно ли той информации, которая есть на индивидуальном лицевом счёте, чтобы сделать начисление пенсии?

А.С. ЧАЛКОВА:

– Необходимо делать разграничения в самом порядке назначения пенсии. Фактически сегодня все данные на лицевых счетах в личном кабинете присутствуют, поэтому каждому гражданину надо проверить состояние своего счёта, только после этого принимать решение о подаче заявления, не обращаясь в клиентскую службу, не заходя в МФЦ, через личный кабинет. Таким образом, человек соглашается с тем, что есть на лицевом счёте. Но если выяснилось, что, например, некоторые периоды трудовой деятельности не были учтены на лицевом счёте, то гражданин имеет возможность представить дополнительные документы, обратиться с новым заявлением, чтобы сделали перерасчёт, ввели дополнительно периоды, которые не были включены в стаж.

Есть свои нюансы. Так, для поколения, которое имеет стаж в советское время, а на сегодня это мужчины 1957–1966 годов рождения, возможен особый этап конвертации. Стоит также поинтересоваться, каков размер накопительной части, как он зафиксирован на лицевом счёте, так как при наступлении возраста для назначения страховой пенсии, гражданин, у которого есть накопительные страховые взносы, имеет право назначить себе эту накопительную пенсию или сделать единовременную выплату. А если человек  является участником программы софинансирования, там ещё предусмотрена и срочная выплата. Все эти моменты очень важны!

Замечу, о своей будущей пенсии необходимо побеспокоиться заблаговременно – года за три до выхода на заслуженный отдых, чтобы в полном объёме была представлена вся информация, необходимая для назначения и выплаты пенсии.

Подводя итоги, управляющий ОПФР по Тюменской области А.С. Чалкова выразила надежду, что жители юга Тюменской области будут активными пользователями – как личного кабинета, так и мобильного приложения. При этом Алефтина Сергеевна высказала предложение: организовать конкурс на лучшего гида по сайту Пенсионного фонда.

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Пенсионный фонд РФ"