А всего-то и надо – не забывать про честь и совесть…

Как порой просто переступить черту закона, поставив личные интересы выше общественных, забыв о совести, закрыв глаза на общепринятые правила. Стоит всего лишь взять предложенные пьяным водителем деньги или за вознаграждение поставить студенту зачёт. И неважно, что этот водитель совершит дорожно-транспортное происшествие, а молодой специалист своей некомпетентностью станет чьей-то головной болью – возможно, и в прямом смысле. Противодействие коррупции на протяжении последних нескольких лет является одним из основных приоритетов политики государства. Данная тема стала поводом для нашего разговора с прокурором Юргинского района Ильёй ОВСЯННИКОВЫМ.

– Илья Андреевич, продолжите, пожалуйста, фразу. Коррупция – это…

–… явление, опасность которого многие недооценивают. Например, если кто-то "купил" водительское удостоверение без обучения в автошколе, многие могут сказать: "ну что здесь такого, просто обошёл формальности". А вот если такой горе-водитель собьёт ребёнка, его родители сразу поймут, насколько опасна – смертельно опасна – коррупция в этом и подобных этому проявлениях. Или другой пример. Должностное лицо, подписавшее разрешение на ввод в эксплуатацию кинотеатра с нарушениями требований пожарной безопасности, при наступлении роковой случайности может убить сотни людей.

– За одиннадцать лет работы в прокуратуре Вам наверняка приходилось сталкиваться с коррупционными преступлениями. Какого плана они были?

– Конечно, приходилось. Основную их массу составляли, как правило, дача взяток сотрудникам полиции, хищение бюджетных денежных средств с использованием должностного положения (совершить такое преступление может и руководитель коммерческой организации). Фактов получения взяток должностными лицами государственной или муниципальной службы в моей практике, к счастью, а может к сожалению, не выявлялось.

– Выявляются ли преступления коррупционной направленности инициативно, в "наступательном" со стороны прокуратуры порядке?

– Выявить подобные преступления без оперативно-розыскных мероприятий, которые прокуратура проводить не вправе, – непросто, но возможно.

Как правило, при этом используется помощь органов финансового контроля. Так, в результате проведённых в 2017 году контрольных мероприятий выявлен факт завышения стоимости работ по муниципальному контракту на ремонт помещения почты в Синьге, в текущем году по инициативе прокуратуры возбуждено уголовное дело о мошенничестве, которое рассмотрено с вынесением обвинительного приговора, руководителю организации-подрядчика назначен штраф в сумме 100 тысяч рублей.

– Одна из главных антикоррупционных мер, согласно Национальному плану противодействия коррупции, – формирование действенного механизма предупреждения коррупции и разрешения конфликта интересов на государственной, муниципальной службе. Насколько действенным является этот механизм у нас в районе?

– Фактов возникновения конфликта интересов на государственной или муниципальной службе в нашем районе не выявлялось.

Вместе с тем, в текущем году прокуратурой дважды выявлен факт заключения одним из муниципальных учреждений договоров на поставку продуктов с лицом, которое в силу родственных связей может оказать влияние на директора, как члена комиссии по размещению заказа, что является нарушением требований принятого в учреждении положения о закупках. По первому факту руководителя привлекли к дисциплинарной ответственности, что не помешало в дальнейшем совершить аналогичное нарушение, по факту которого мною внесено повторное представление, находящееся на рассмотрении в администрации района.

– Невозможно победить коррупцию силами одних только надзорных органов. Это проблема всего общества. Насколько активны наши граждане? Насколько действенным в этом плане является общественный совет?

– Активность граждан в реальном противодействии коррупционным проявлениям, как правило, редко заходит дальше анонимных писем в прокуратуру либо в правоохранительные органы.

Гласно сообщить о совершённом коррупционном нарушении или преступлении, да ещё согласиться дать соответствующие показания на следствии и в суде способны немногие. Большинство, к сожалению, занимают позицию "моя хата с краю", не желая идти на конфликт с коррупционерами.

Поэтому в отсутствие реальных, острых вопросов для обсуждения общественный совет, как и любой другой совещательный орган, не может в полной мере выполнить свои задачи по выработке конкретных мер противодействия коррупции.

Реальное противодействие может начаться не "сверху", а с "земли", когда удастся воспитать у молодого, подрастающего поколения нетерпимость к коррупции и решимость бороться с ней.

– Илья Андреевич, по Вашему мнению, что можно сделать, чтобы общественный контроль был более результативным?

– Общественный контроль будет более результативным и инициативным в том случае, когда будет получать быстрый и эффективный отклик со стороны государственных органов. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать работу правоохранительных, контролирующих и надзорного органов, обеспечить взаимодействие, диалог общества и государства.

– Если говорить о важности повышения уровня правовой культуры населения, о формировании нетерпимости к коррупции. Какое место Вы отводите антикоррупционному просвещению? Насколько, на Ваш взгляд, оно эффективно? Где недорабатываем?

– Просвещение необходимо понимать не просто как разъяснение того, что относится к коррупционным преступлениям и правонарушениям, и какова установленная законом ответственность за них. Как показывает общемировая практика, никакие самые строгие меры, в том числе смертная казнь, не могут полностью искоренить коррупцию.

На мой взгляд, просвещение надо строить на желании людей, чтобы дети завтра жили в лучшем государстве, нежели мы живём сейчас, объяснять важность постепенного движения к этому.

Я уверен, что никто бы не отказался, чтобы его дети получали бесплатное и достойное образование, качественное здравоохранение, доступное жильё. Реализация этого в коррумпированном государстве попросту невозможна. Желание построить светлое будущее не должно восприниматься как пережиток периода строительства коммунизма, так как счастье не имеет политической окраски.

– Хотели бы добавить ещё что-то – на Ваш взгляд важное?

– Важным является то, что последние годы очень заметно, как растёт общественный запрос на справедливость. Коррупция, как и любое другое преступление, – это, прежде всего, нарушение социальной справедливости, восстановление которой, на мой взгляд, является важнейшей задачей правоохраны в целом и уголовного законодательства в частности. Люди хотят справедливости, и задача государства – добиться её властью закона.

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "противодействие коррупции"