Нарушили ваши права? Обращайтесь!

Порой мы сталкиваемся с несправедливостью, страдаем от безысходности, не зная в какие двери стучаться, чтобы отстоять свои интересы. С 2013 года в Тюменской области действует институт уполномоченного по правам человека, который занимается вопросами нарушения прав граждан государственными органами и должностными лицами. Уполномоченный Сергей Васильевич МИНЕВЦЕВ в очередной, пятый, раз побывал в Юргинском районе и провёл личный приём в малом зале районной администрации. У граждан была возможность бесплатно получить юридическую консультацию у сопровождавшего его юриста – консультанта службы по обеспечению деятельности уполномоченного Елены Дмитриевны Кравцовой. О том, что омбудсмен готов встретиться с юргинцами, предварительно сообщалось дважды на страницах нашего издания. Вместе с Сергеем Васильевичем приём вели прокурор Юргинского района Илья Андреевич Овсянников и глава Юргинского района Виктор Валентинович Васильев. Однако в списке на приём совсем немного фамилий.

– Сергей Васильевич, согласно плану Вы посещаете муниципалитеты области и проводите личный приём. С какими проблемами чаще всего обращаются сельские жители, с чем сегодня пришли к Вам юргинцы? Чем можете им помочь?
– Начну с того, что на территории муниципального района действуют несколько правозащитников – это и глава района, и прокурор, и начальник отделения полиции. Тем не менее ежегодно бываю во всех двадцати двух районах юга Тюменской области. Везде поднимаются вопросы местного значения, редко они обращены к областной или федеральной власти. В 90 процентах – районный уровень. Это вопросы ремонта и получения жилья, материальная помощь, социальная – одним словом, бытовые проблемы.
Сегодня, например, поднимался вопрос благоустройства жилья – провести в дом ветерану газ и воду. Виктор Валентинович объяснил – как и куда написать заявление, чтобы социальные службы помогли материально. То есть помощь носила консультативный характер. Замечу, все вопросы мы оставляем на контроле. После каждой поездки обязательно пишем письмо в адрес главы района, сообщаем, кто приходил на приём и с какой проблемой, просим помочь каждому конкретному человеку. Конечно, не всё решаемо. Есть вопросы, требующие судебного разбирательства, например вопросы раздела имущества, установления границ земельного надела. Люди, бывает, судятся годами, но это уже не наша компетенция: суд – независимая инстанция, влиять на которую никто не имеет права.
Зачастую человек обращается к нам в первую очередь, минуя другие инстанции. В рамках приёма Елена Дмитриевна оказывает правовую помощь – это бесплатная юридическая консультация о том, как субъект права может реализовать свои права. Чаще всего люди обращаются к нам, до конца их не реализовав. К слову, существует Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", где есть вся необходимая информация.
– Как часто обращения граждан касаются коррупции? Какие конкретно ситуации рассматривались Вами? В чём заключалась Ваша помощь?
– Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ (редакция от 3 апреля 2017 года) "О противодействии коррупции" определено понятие коррупции. Что касается обращений жителей области к уполномоченному по правам человека. Конечно, приходят, жалуясь на коррупцию. Приведу только один пример. Иногда граждане, получив судебный акт не в их пользу, видят в этом коррупционную составляющую. Во время личного приёма первое, что говорят: "судье заплатили, поэтому мы проиграли". Когда граждане самостоятельно идут в суд защищать свои интересы, они уверены в своей правоте, не сомневаются в успехе. Но когда судья в ходе судебного заседания предоставляет им слово, теряются и не знают, как объяснить даже элементарные вещи, не заявляют ходатайства и не предоставляют доказательства по предмету спора, считая, что суд должен это сделать за них.
Мы разъясняем порядок обжалования судебного акта и делаем акцент на состязательности и равноправии сторон в судебном процессе, обращаем внимание на то, что к судебному процессу нужно готовиться.
– Чем измеряется эффективность работы омбудсмена?
– Нет критериев нашей работы. Этот вопрос в настоящее время поднимается. Сами же мы считаем, что главный показатель – количество обратившихся. Так, в первый год он составлял 300 человек, во второй – 800, в этом году – уже более 1200 обращений.
Я, как уполномоченный по правам человека, отчитываюсь один раз в год перед областной думой, отчёты выкладываются в открытый доступ – в печать, на сайт правительства Тюменской области.
– Уровень справедливости в обществе во многом зависит от того, насколько сами граждане информированы о своих правах, обязанностях и мерах ответственности. Сергей Васильевич, как Вы оцениваете уровень правовой грамотности жителей Тюменской области? Какие меры, на Ваш взгляд, следует предпринять, чтобы её повысить?
– Правовая грамотность граждан, к сожалению, очень низкая, причём не только в Тюменской области, но и в целом в России. Пока проблема не коснётся человека, он о своих правах и не задумывается. И чаще всего консультации получает от соседей или из интернета. От этого ещё больше проблем: неправильно обратились в суд – ни с тем заявлением, не туда... Мы занимаемся защитой конституционных прав граждан. Разъясняем, например, что надо обратиться в письменной форме и получить на свой вопрос письменный ответ, который при необходимости можно будет обжаловать. Мы – я, как уполномоченный по правам, и юрист Елена Дмитриевна – можем проконтролировать правильность действий органа, который дал ответ, выяснить, почему вопрос не решён.
Если говорить о мерах по повышению уровня правовой грамотности. Тесно работаем с "Открытой школой права", созданной при Тюменском государственном университете. Данный социально-просветительский проект – уникальное пространство по формированию правовой культуры, он стал популярной диалоговой площадкой, где в непринуждённой обстановке на заданную тему могут высказаться представители органов власти, правоохраны, местного самоуправления, педагогического и журналистского сообщества, а также простые граждане. Проводим встречи с представителями правоохранительных органов, где разбираем жалобы о нарушении прав граждан сотрудниками полиции. Напомню, общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки их деятельности. Доверие трудно заработать, но легко потерять, а восстановить – крайне тяжело. В случае нарушения полицейскими прав граждан полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению этих прав. В порядке, установленном соответствующим приказом МВД России, извинения приносятся по месту жительства, работы или обучения – по желанию гражданина, аналогичная норма закреплена и в Федеральном законе "О полиции". По большому счёту просвещать население необходимо всем государственным структурам.
Мы всегда открыты для общения.

Поделиться: