О качестве и доступности медицинской помощи

О качестве и доступности медицинской помощи в четверг говорили и на встрече с коллективом больницы, и на личном приёме граждан, и на пресс-конференции для местных СМИ. Директор департамента здравоохранения Тюменской области И.Б. Куликова, приехавшая в Юргинский район с рабочим визитом, все просьбы коллег, касающиеся необходимого оборудования, согласованной работы с межрайонными центрами, взяла на карандаш. Что импонирует, Инна Борисовна в разговоре не уходила от острых вопросов, старалась объяснить позицию департамента здравоохранения по каждому принятому решению.

– Как известно, лучшее лекарство для больного – хороший врач. Без решения такой серьёзной проблемы, как дефицит кадров, не решить проблему качества и доступности всей медицинской помощи. На Ваш взгляд, почему выпускники медицинских вузов не спешат в село, а из приехавших – остаются работать только единицы? Как департамент здравоохранения пытается решить эту проблему?

– Кадровая проблема, особенно в сельских территориях, актуальна не только для Тюменской области, но и для всей России. Это один из самых сложных и насущных вопросов, потому что можно купить оборудование, привести в порядок любое здание, но без специалиста ничего не будет работать. Неслучайно была разработана программа поддержки молодых врачей "Земский доктор", когда, приезжая в село, молодой человек получает от государства миллион рублей. Это дополнительный стимул остаться работать в небольшом населённом пункте. Программа, конечно, работает, но не на все сто процентов как бы нам хотелось. Почему? Молодые специалисты, не дорабатывая положенные пять лет, уезжают: таких у нас около ста человек из 400 решивших трудиться в селе. Мы сегодня пытаемся вернуть выплаченные государством подъёмные. И второе, девушки уходят в декрет. Это, конечно, здорово! Но на вакантное место не можем найти специалиста – никто не хочет работать временно. В прошлом году в постановление, регулирующее выплаты, внесено изменение, что беременность и роды в срок отработки не входят. Со всеми специалистами, претендующими на выплату, я беседую лично. Пытаюсь понять мотив принятого решения и действительно ли врач намерен работать в селе.

Что касается Юргинского района. У вас ещё и проблема с жильём. Согласитесь, где есть возможность предоставить квартиру, там проще решать кадровый вопрос. Но и здесь есть выход – существует практика компенсации за съёмное жильё.

В августе в Юргинской больнице на работу выходит акушер-гинеколог. Хороший доктор, профессионал. Одну вакантную должность закроем.

Почему не едут молодые в село? Во-первых, они хотят реализоваться как врачи. Молодые, амбициозные, мечтают о профессии кардиохируга, торакального хирурга… Это специалисты, которым априори нет работы в сельской больнице. Во-вторых, те социальные блага, которые предлагает город, для них более заманчивы.

Не хватает в сельских больницах участковых. С этого года поменялась система выпуска из вузов, что поможет в решении этой кадровой проблемы. Раньше после шестого курса выпускники должны были пройти интернатуру или ординатуру, где получали узкую специальность. В этом году в ординатуре мало мест. И выпускники медицинской академии, не прошедшие по конкурсу, должны будут отработать участковым терапевтом или педиатром три года, только после этого получат возможность поступить в ординатуру для того, чтобы стать узким врачом-специалистом. Сейчас молодые люди сдают очень сложные экзамены. Процедура аккредитации включает в себя три этапа оценки квалификации: тестирование, решение ситуационных задач, оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях. Кто не сдаст экзамены – не получит диплома, кто-то будет зачислен в ординатуру, а кому-то предстоит искать работу. Главные врачи уже встречались с выпускниками, рассказали о вакантных должностях.

Остро сегодня стоит вопрос и со средним медицинским персоналом. Я не раз предлагала, встречаясь с сельскими медиками, что готова сопровождать их детей – выпускников школ, поступивших в медицинское училище, если они согласны вернуться в ФАП своего населённого пункта. К сожалению, ни одного! Каждый родитель считает, что его ребёнок достоин лучшего и медики не исключение.

Профориентацию нужно активизировать в школах, а также разговаривать с родителями, для того чтобы со школьной скамьи дети знали, что у них будет рабочее место и гарантированная заработная плата.

– Излишне говорить о том, как необходимо людям иметь возможность получать своевременно квалифицированную медицинскую помощь вне зависимости от их социального статуса, уровня благосостояния и места жительства. И дело здесь не только в квалификации медицинского персонала, но и в оборудовании больниц, ФАПов.

– Что касается ФАПов. Разработан стандарт, согласно которому учреждение должно быть оснащено. Есть определённый перечень оборудования для оказания первичной медицинской помощи, без которого ФАП лицензию не получит. Сверх этого там ничего не может быть. В Тюменской области все ФАПы укомплектованы полностью.

Скорая медицинская помощь. Также все бригады – общепрофильные, выездные, реанимационные – оснащены согласно стандарту. Ещё раз подчеркну, меньше стандарта нельзя – и по оборудованию, и по медикаментам.

Следующий этап. Есть стандарт оказания медицинской помощи по профилю, например, первичная медико-санитарная помощь на уровне районной больницы – терапия, рентгенология и так далее. Коллеги в разговоре обозначили проблемы с оборудованием по вашей больнице. Мы всё посмотрим и подумаем, что в этом направлении необходимо сделать, чтобы доукомплектовать, переоснастить медицинское учреждение.

Что касается современного дорогостоящего оборудования. В его покупку вложены бюджетные деньги, а значит, оно должно работать эффективно, со стопроцентной загрузкой. Например, маммограф. Давайте посчитаем. В Юргинском районе около 12 тысяч населения, из них женщин – 60 процентов. Маммография положена женщинам старше 40 лет раз в два года. Получается, что маммограф в вашем районе будет задействован только три месяца в году, всё остальное время будет просто простаивать. Из этой ситуации выходим с помощью передвижного аппарата, который приезжает в населённые пункты по определённому графику.

Квалифицированная медицинская помощь должна быть доступна всем жителям района, я с Вами полностью согласна. На местах мы оказываем терапевтическую, хирургическую, реанимационную, педиатрическую помощь, а также первичную специализированную, например, у вас есть врач-офтальмолог, который посмотрит, назначит лечение. Всё, что мы можем, – мы должны делать на месте, в том числе проводить стационарное лечение, и мы это будем делать.

Но медицина идёт вперёд, мы хотим, чтобы каждому были доступны технологии. Не только тонометр, ЭКГ, если говорить о кардиологии, а современное оборудование. И когда проводили реорганизацию, именно это задачу ставили перед собой. Нет, например, у вас кардиолога, по нагрузке не можем дать ему полную ставку. Но специалист есть в Голышманово – он по графику будет выезжать и вести приём в небольших Юргинском, Аромашевском районах. И в этом случае специализированную квалифицированную помощь для жителей небольших районов сделали доступнее, согласитесь.

Межрайонные центры на базе городов. Мы разместили там дорогостоящее оборудование, пригласили на работу специалистов, обеспечив их полной нагрузкой как раз в связи с тем, что близлежащие районы к ним "прицепили". Один из примеров – сосудистые межрайонные центры. В оборудованной "скорой помощи" везём пациента с инфарктом миокарда в тот центр, где есть ангиограф – рентгенологический аппарат для изучения сосудов, который стоит 50 миллионов рублей; есть кардиохирург, постоянно работающий на этом оборудовании. В Центре пациенту сделают коронарографию: рентгеноконтрастный метод является самым достоверным и точным способом диагностики, по результатам которого врач может определить степень тяжести заболевания. Раньше провести данное исследование можно было только в Тюмени. При необходимости тут же поставим стент, который помогает расширить сузившийся просвет артерии, восстановив нарушенный кровоток. Таким образом, если мы вовремя успели, то у пациента с инфарктом миокарда не останется даже рубца на сердце.

Весь мир идёт по пути создания высокооснащённых центров. Приведу ещё один пример: проект "Медицинский город" в Тюмени призван сконцентрировать всё новое, оказывать самую лучшую медицинскую помощь.

Электронная очередь, электронная запись – всё это позволяет сделать медицинскую помощь доступнее. Конечно, сегодня не всегда всё идёт так, как бы нам хотелось, но мы работаем над проблемными моментами. Что касается очередей в учреждениях. Есть программа государственных гарантий, в которой полностью расписан порядок оказания медицинской помощи. Предварительная запись, очередь допускаются. Это если говорить о плановой помощи. Экстренная помощь оказывается немедленно.

Ещё один момент, на который хотела бы обратить внимание. Вся плановая помощь оказывается по показаниям. Именно поэтому ограничили самостоятельную запись к узким специалистам. Анализ показал, что, например, в Тюмени от 30 до 80 процентов записавшихся самостоятельно на приём к узким специалистам, не нуждались в их помощи. Поэтому сегодня, если вы не хронический больной, не наблюдаетесь у специалиста, обращайтесь вначале к терапевту, который при необходимости направит вас к специалисту, выпишет необходимые исследования. Это сделает работу врача эффективнее.

– Возвращаясь к теме роддома, этот вопрос часто задают наши читатели. Понятно, что статистика не радует – около 50 родов за год в Юргинском районе, можем ли мы рассчитывать на "гинекологические койки" и дневной стационар, чтобы беременные женщины могли, не выезжая за пределы района, получить квалифицированную помощь в шаговой доступности.

– Да, конечно. Повторюсь, в Юргинской больнице в ближайшее время выходит на работу акушер-гинеколог – квалифицированный доктор. Она будет делать УЗИ органов малого таза, кольпоскопию… Назначенное лечение можно будет пройти на месте, беременные женщины могут быть госпитализированы в вашу больницу. При необходимости врач примет экстренные роды, у неё будет для этого оборудование. Хочу отметить, что вам повезло. В Голышмановской больнице, а Юргинская её филиал, на высоком уровне поставлено оказание гинекологической помощи, поэтому все необходимые консультации врачу будут оказываться.

Закрытие роддомов – мера вынужденная. Рожать в роддоме, в котором принимают всего лишь сорок–пятьдесят родов в год, – небезопасно, это противоречит нормативам. Мы не можем каждый район обеспечить всем необходимым оборудованием. Например, аппарат УЗИ, который делает первый и второй скрининги на уродства, стоит 15 миллионов рублей. Приобрели его для перинатальных центров Ишима, Тобольска, Тюмени. Когда постоянно практикующий специалист делает все необходимые исследования на современном оборудовании, я считаю, что это правильно. В Армизоне, например, также нет роддома, женщины едут рожать в Ишим. Нет в Аромашево, Упорово…

Задача врачей на местах – своевременно направить пациентку в медицинское учреждение, где оказывается специализированная помощь, где есть подготовленные кадры. А женщина имеет право выбора, она может обратиться в любой из родильных домов: в Омутинское, Заводоуковск, Ялуторовск, в перинатальный центр в Ишиме...

– Здание роддома как-то планируется использовать?

– Мы с главным врачом уже обсуждали вопрос использования здания. С одной стороны, нам не нужны лишние площади, а с другой – не должны допустить, чтобы оно разрушилось. Этот вопрос решим.

– О высокотехнологичной медицинской помощи. Насколько она доступна селянам по квотам на дорогостоящее лечение?

– Доступна так же, как и горожанам. Если есть показания для высокотехнологичной медицинской помощи, то проводится врачебная комиссия, даётся направление, документы пациента через специализированную программу направляются в медицинское учреждение. Федеральное учреждение присылает приглашение, мы оплачиваем дорогу пациенту и сопровождающему его лицу, если требуется сопровождение. Что касается наших областных учреждений, то здесь практика подобная. Сейчас у нас очерёдность только на эндопротезирование коленного сустава – три с половиной-четыре месяца. Три года назад это было около двух лет. Технологии развиваются и уже тиражируются на Тобольск, Ишим. Другое дело, что есть операции, которые показаны по жизненным показаниям, например, как кардиохирургия, когда время не ждёт. И с этими пациентами работаем в первую очередь. Весь прошлый год решали вопрос по поводу лечения катаракты. Губернатор выделил дополнительное финансирование, и мы смогли купить оборудование для больниц Тобольска и Ишима, чтобы уменьшить очерёдность.

В прошлом году нашим клиникам для оказания высокотехнологичной медицинской помощи областным бюджетом было выделено 920 миллионов рублей и плюс 135 миллионов доплачивало Министерство здравоохранения Российской Федерации, в этом году доплата Министерства чуть меньше. Жителям Тюменской области более доступна помощь по сравнению с другими регионами. В среднем около 14 тысяч пациентов в год получают необходимое лечение. В Юргинском районе уже в этом году его прошли шестнадцать человек.

– В последнее время регистрируется много онкологических заболеваний. Юргинский район, к сожалению, в числе "лидеров". В лечении больных раком на счету каждый день. Что делается для выявления онкологии на начальных стадиях?

– Дополнительно к тому, что предусмотрено государственной программой, в конце 2015 года как скрининги ввели фиброгастроскопию, колоноскопию. Всё это делается на местах. Как скрининг рака лёгких назначаем всем флюорографию, но проблема в том, что видим новообразования если они по периферии, а если в центре – не увидим, поэтому возникла необходимость в компьютерной томографии. Не всем, конечно. Проанализировав, выявили возрастные пики, в которые тюменцы чаще болеют. Так, раком лёгких болеют курящие мужчины старше 50 лет, для них и ввели компьютерную томографию. К сожалению, нет единого анализа, каждый рак нужно искать своим исследованием.

Всё больше выявляем онкологических заболеваний: и технологии продвинулись, и диспансеризация сыграла свою роль. Необходимо помнить, что на начальных стадиях рак лечится. Главное – поставить диагноз вовремя. Каждый из нас должен быть ответственным за своё здоровье. Здесь проблема в том, что, к сожалению, не все понимают важность профосмотров и пропускают их.

– Специалисты департамента здравоохранения открыты к диалогу с жителями области?

– Вопросы в здравоохранении были, есть и будут: в больницу не приходят с радостью, к нам идут с бедой. Медицина – это такая отрасль, перед которой постоянно стоят задачи по совершенствованию организационных подходов, внедрению новых методик диагностики и лечения. Мы готовы к открытому общению с гражданами и обсуждению проблемных вопросов. Если вопросы сложно решаются на местах, с руководством районных, областных больниц, обращайтесь в департамент здравоохранения. Работает горячая линия: 8(3452)68-45-65 и 8-800-250-30-91. Сообщение можно оставить и на сайте. Я каждый день анализирую поступающие обращения. Иногда созваниваюсь с обратившимися для уточнения проблемы и оперативного её решения. Вопросы поступают разноплановые: от разъяснительных до качества лечения, часто имеют индивидуальный характер. Все срочные обращения отрабатываем в течение трёх часов.

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "здравоохранеие"