Поздравления принимает Антонина Семёновна Зобнина

Что главное для человека, который дожил до 90-летия? Встречаясь с долгожителями, слышала разные варианты ответа. Антонина Семёновна Зобнина, жительница районного центра, участница трудового фронта, ветеран труда, считает: главное – здоровье. «Если бы мне предложили поменять сегодняшнюю жизнь – беззаботную, с хорошей пенсией, но с многочисленными болячками и бессилием – на ту, где работа без отдыха, копеечная зарплата, но ты здоров, приняла бы предложение, не задумываясь», – признаётся она.

Накануне юбилея

Антонина Семёновна согласилась встретиться со мной в преддверии своего юбилея. Наш разговор проходил на кухне. Несмотря на проблемы со зрением, любимое место хозяйки небольшого дома – на стуле возле окна. В зале на столе вижу комнатные растения – хороший фон для фотографии. Предлагаю снимок в газету сделать возле цветов. Пожилая женщина, взяв табуретку, начинает с её помощью передвигаться и не без юмора комментирует: "Заставляете старушку бегать". Расположившись возле стола, зовёт сноху присесть рядом. "Хочу, чтобы моя любимая доченька была со мной на снимке". Говоря "доченька", она имеет в виду Марию Алексеевну Чирканову – жену сына Юрия Георгиевича, которая периодически ходит для мамы (только такое обращение признают обе женщины) за продуктами, преодолевая пешком внушительное расстояние от собственного дома, расположенного на краю посёлка строителей.

На мою просьбу рассказать об ярких событиях в жизни, именинница, махнув рукой, улыбнулась:

– Память у меня отменная, не переслушаешь. Родилась в колхозе "Заря", что в Бушуево.

Я же про себя отмечаю: не в селе, а в колхозе. Для людей старшего поколения действительно первостепенным был колхозный строй, когда все члены семьи – от школьников до пожилых – были задействованы на сельскохозяйственных работах. Не минула эта учесть и Тоню Ларионову. Ученицей начальной школы она вместе с другими ребятишками дёргала осот на бескрайних, как тогда казалось, полях. Старший брат Андрей трудился механизатором, часто брал её с собой в трактор, уступал своё место за рулём, учил ездить. Окончив пять классов, начала работать прицепщиком. Конечно, для девочки-подростка было тяжело. Жила с надеждой, что подрастёт – будет легче.

Испытание войной

Но на смену одним испытаниям приходили другие. Великая Отечественная война заставила детей рано осознать, что рассчитывать приходится только на собственные силы, что слова "не хочу" и "не могу" – непозволительная роскошь. Спрос с подростков был жёсткий. К тому же Тоня в свои четырнадцать лет внешне выглядела намного взрослее, так как была высокая и статная.

– Старалась не отставать от других. Работы хватало круглый год. Весной подымали пары, засеивали поля, летом пропадали на сенокосе, осенью собирали урожай, пахали зябь под зиму, зимой занимались лесозаготовками – Лебедёвка, Верх-Каменка, Верх-Укроп, – перечисляет собеседница. – На лесозаготовках вручную валили лес, кряжевали брёвна для строительства домов – по шесть метров в длину. Вечером приходишь – хоть одежду выжимай. Не успеешь разуться, как комендант отправляет на загрузку вагонов пиломатериалом. Не пойдёшь – не получишь 200 граммов хлеба, а хлеб – из овса с колючками. К восьми утра вагон должен стоять полный, готовый к отправке. А ещё грузили шпалы – тяжёлые, неподъёмные. Как-то одна из них упала и придавила руку. По молодости тот случай забылся, а с возрастом напомнил о себе ноющей болью. Нагрузишь и идёшь с песнями. А если ещё гармошку услышишь, так и с плясками. Силы сами по себе восстанавливались. И настроение поднималось…

С сожалением говорит о том, что три года учёбы в Тобольске на ветфельдшера, куда она поступила по направлению от колхоза "Заря", не пригодились: работать по специальности не довелось, так как документы сгорели. Вспоминать об этом женщина не любит.

Трудовой путь в 35 лет

В трудовой книжке Антонины Семёновны вы не найдёте запись о работе в Бушуевском хозяйстве. Трудовая деятельность в ней берёт отсчёт с 1954 года, и первая запись – о приёме на работу пекарем в Заводоуковский леспромхоз. Собеседница даёт простое объяснение:

– Сбежала из колхоза! Сначала в Лебедёвку, затем в Верх-Укроп. В Юргу приехала в 1956 году. Работала няней в детском саду, кочегаром и пекарем на пекарне, которая тогда была на улице Гагарина. Затем меня позвали в санэпидстанцию санитаркой, оттуда – истопником и техничкой в администрацию, в Юргинский райком партии. Из райкома в 1989 году ушла на пенсию.

В общей сложности трудовой стаж юбиляра – 35 лет. И это не считая колхозного периода, который, если учесть фактически проработанное время, насчитывает ещё порядка пятнадцати лет! Хотя и эти 35 памятны сельхозработами. Целыми коллективами руководство предприятий, организаций откомандировывало своих работников на помощь в колхозы: сено метать, урожай овощей собирать, картошку перебирать…

С теплотой вспоминает именинница многих, с кем трудилась в разные годы:

– Ни с кем никогда не ругалась, не спорила, хотя по характеру тихой не была. Работала в детском саду, коллектив был дружный, руководила нами Валентина Фёдоровна Васильева, поваром была Наталья Ивановна Игнатова. На пекарне трудились вместе с Физой Ивановой, Пашей Карепиной, Катей Целоусовой. Жила недалеко от пекарни, кочегар на работу не вышел – ко мне обращались: "Выручай!". Бежала в ночь-полночь, не отказывала.

– Это касалось не только производства. Мама всегда дорожила дружбой. В сезон перекопает и свой огород, который более двадцати соток, и по подругам пробежится – поможет, – дополняет Мария Алексеевна.

А Антонина Семёновна продолжает:

– В санэпидстанции трудились вместе с Риммой Яковлевной Поршевниковой. Когда работала в райкоме, Виталий Сергеевич Паршин шибко меня хвалил, всё удивлялся, откуда я столько силы беру. А мне нравилось: чистоту наводили вечером, а день был свободен, вволю нахаживалась по лесу, собирая ягоды и грибы, да и дома успевала управиться по хозяйству. Команда административная была работоспособная, боевая: Александр Николаевич Охременко, Раиса Григорьевна Рубашенко, Валентина Константиновна Зарывных.

Жить в мире

С соседями Антонина Семёновна всегда в мире жила. Тяжело с годами стало передвигаться, а ведь и за хлебушком выйти надо, и лекарства прикупить, и дома порядок навести. Здесь добрые отношения с соседями хорошую службу и сослужили. Много лет роль социального работника исполняла Тамара Николаевна Жуйкова – человек необыкновенной доброты, она по собственной инициативе ежедневно, порой два-три раза за сутки, приходила и помогала пожилой женщине. Сейчас это делает другая соседка – Тамара Петровна Степанова.

– Тамара Степанова и Маша (Мария Алексеевна Чирканова – прим. автора) меня не забывают, очень им благодарна. Самой ухаживать за собой уже не по силам, руки не слушаются, даже умываюсь с трудом, – глаза собеседницы стали влажными. – Спасибо от меня обязательно напишите!..

Разговор прервал телефонный звонок. Антонина Семёновна подняла трубку. Я же подумала: как важна для одинокой пожилой женщины стационарная электросвязь. А если учесть проблему со зрением и то, что она дальше дома нигде не бывает, это прекрасная возможность общения с внешним миром.

– Отвечаю на звонки, – вернув трубку на рычаг, комментирует хозяйка, – обмениваюсь новостями с родными, подругами. Разговариваю с девчонками: сродной сестрой из Бушуево Лидой – Лидией Ивановной Борисовой, Капой – Капитолиной Фёдоровной Усик. Они тоже долгожительницы. Раз в неделю справляются о моём здоровье родственники из Тобольска. Не забывает ветеранская организация, её председатель Алексей Викторович Мезенцев, которого помню по работе в райкоме партии, поздравляет с праздниками.

– Что сегодня доставляет особую радость?

– Мои внучата. Они у меня сильно хорошие. Алёна и Катя живут в Москве, Алёша – в Тюмени. У них уже свои детки – мои правнуки – Денис, Кристина, Артём и Даниил.

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "старшее поколение"