Одна дружная семья

Думая над заголовком к материалу, остановилась именно на этом. Обычно речь идёт о большой дружной семье. Но в данном контексте говорить о школьном коллективе, насчитывающем шестнадцать учеников, было бы неверно. А что касается сплочённости, так оно и есть. Причём, говоря о дружбе, во внимание принимаю взаимоотношения не только учеников между собой, но и ребят с учителями и другими работниками Агаракской основной общеобразовательной школы, учителей с родителями.

Один за всех, и все за одного

Под руководством директора филиала Ларисы Валерьевны Межецких, которая преподаёт немецкий язык, трудится небольшой педагогический коллектив: учителя начальных классов Екатерина Дмитриевна Приветкина и Татьяна Анатольевна Малькова, филолог Надежда Валентиновна Иванова, преподаватель биологии и географии Наталья Александровна Иванова, учитель физкультуры и технологии Вячеслав Викторович Дрозд. В этом учебном году в коллектив пришёл молодой педагог. А точнее пришла. Анна Игоревна Бечикова – недавняя выпускница Голышмановского агропедагогического колледжа – сегодняшний преподаватель истории, обществознания и информатики. На занятия математики и второго иностранного языка, французского, ребят на школьном автобусе возят в Северо-Плетнёвскую среднюю школу. Кроме того, в детском саду, который посещают тринадцать малышей, работают старший воспитатель Людмила Николаевна Береженцева и воспитатель Ольга Витальевна Батурина.

Говоря о перспективах школы, Лариса Валерьевна констатирует:

– В этом году из школы выпускается один человек, из дошкольного звена в первый класс придут шестеро. На сегодня по численности самый большой класс – восьмой, в нём учится четверо ребят, а это значит, что через год общее количество учеников вновь снизится.

– Если ещё несколько лет назад школьников делили на учеников младших классов и учеников основного звена, то сегодня все мероприятия, включая классные часы, объединяем, – дополняет Наталья Александровна.

Во время нашего разговора с учителями меня не покидает мысль о том, что школа – один большой дом, где живут по принципу "один за всех, и все за одного". И, как в любой дружной семье, каждый душой болеет за других.

По принципу: каждый ребёнок талантлив

Недавно, работая над материалом, посвящённым районному конкурсу профессионального мастерства "Педагог года", прочитала в одном из эссе о том, что учитель должен верить: все дети способные, талантливые, успешные. С этим высказыванием солидарны агаракские педагоги: несмотря на малочисленность, они стараются привлечь как можно больше детей к участию в различных конкурсах, фестивалях, проектах.

Так, на прошедшем недавно муниципальном этапе Международного конкурса юных чтецов "Живая классика" честь школы защищали пятиклассницы Эвелина Щученко и Алина Федосеева, семиклассница Дарья Тверских. Учитель русского языка и литературы Надежда Валентиновна Иванова подготовила девочек основательно. Выступления представляли собой мини-спектакли, а не просто выразительное чтение вслух. Был детально продуман каждый образ, подобраны костюмы, музыкальное сопровождение, заставки. В результате Эвелина заняла второе место, Дарья стала третьей. Кстати, Даша уже не первый год участвует в этом конкурсе. Её имя звучало также в районном мероприятии "Родной свой край люби и знай". На данном конкурсе детских проектов, посвящённых 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, она защищала свою работу "Орденоносец земли Агаракской". Рассказ шёл о фронтовике села Константине Павловиче Налобине, не раз награждённом за боевые заслуги.

– Учащиеся школ, увлекающиеся биологией и географией, ежегодно приезжают в Юргинский центр спорта и работы с молодёжью "Лидер" на районный экологический слёт "Мы познаём мир". Мы не можем пропустить такое яркое событие, которое собирает вместе юных натуралистов со всего района. Вместе с другими ребятами выполняем конкурсные задания, обсуждаем существующие на территориях экологические проблемы, ищем пути их решения, – рассказывает Наталья Александровна, под руководством которой в школе ведётся вся экологическая работа. – В этом учебном году нашу школу на слёте представляла восьмиклассница Ольга Соколова. Она заняла третье место в номинации "Почвоведение". Оля в числе самых активных учеников школы. Она – призёр районной олимпиады по биологии.

В числе ребят, увлекающихся спортом, звучат имена Дарьи и Марии Мальцевых. Даша занимается лыжами, волейболом, участвует в районных соревнованиях школьников. Маша предпочтение отдаёт лыжным гонкам.

– Чтобы у ребят проявлялся интерес к командным видам спорта, надо иметь возможность эти виды организовать. Чтобы играть в пионербол, футбол, баскетбол или волейбол, необходимо собрать команду. Да не одну. Как это удаётся? – не могла я не спросить.

– Когда проходят большие мероприятия, в ряды спортсменов встают учителя и родители. Например, в губернаторском дне здоровья участвовали команда учеников и команда родителей, – отвечает Наталья Александровна. – Бывает, жители села не остаются в стороне. В чём немалая заслуга инструктора Владимира Анатольевича Тверских.

На собственном примере

Быть руководителем проекта, помогая ученику проводить исследования, анализировать и делать выводы, – это одно дело. Совсем другое – самому выступать в роли участника. Как часто педагогам приходится вдохновлять своих воспитанников и учеников собственным примером!

Речь идёт об учительских мероприятиях. И в числе основных – районный конкурс педагогического мастерства "Педагог года". Агаракские педагоги заявляли о себе в разных номинациях. Так, Лариса Валерьевна Межецких боролась за звание лучшего классного руководителя в номинации "Наш классный – самый классный!" и была второй, Наталья Александровна Иванова и Татьяна Анатольевна Малькова – за звание "Учитель года", отмечены дипломами III степени, а Ольга Витальевна Батурина была в числе номинантов "Воспитатель года".

Кружковая работа

В таком маленьком школьном коллективе нельзя оставаться в стороне от мероприятий, а потому охват внеурочной деятельностью стопроцентный.

– Система образования постепенно переходит на ФГОС – федеральные государственные образовательные стандарты. Сегодня мы говорим уже о том, что стандартами нового поколения охвачены дошкольники, ученики начального звена и пятиклассники. В нашей школе восемь ребят из шестнадцати – ученики с первого по пятый классы, – уточняет Лариса Валерьевна. – В рамках ФГОС внеурочная деятельность организуется через кружковую работу. И здесь мы тесно сотрудничаем с Юргинским центром спорта и работы с молодёжью "Лидер", сельским Домом культуры и библиотекой. Взаимодействуем с лесничеством, в частности с Владимиром Васильевичем Батуриным.

– Внеурочная деятельность спланирована по направлениям. Спортивно-оздоровительное направление, которое реализуется через кружки для младших школьников "Здоровей-ка" и "Спортивные игры", секцию для пятиклассников "Волейбол", ведёт сельский инструктор по спорту Владимир Анатольевич Тверских, – отмечает Наталья Александровна. – Работу кружков интеллектуального направления "Занимательная математика" и "Математика для всех" организуем Екатерина Дмитриевна Приветкина и я. Общекультурное направление представлено кружком "Волшебная кисть", которым руководит Татьяна Анатольевна Малькова, клубными вокальными формированиями "Музыкальная шкатулка" и "Веселушки", которые ведёт художественный руководитель Дома культуры Фаина Петровна Береженцева. "Я – гражданин России" и "Я – патриот России" – созвучные названия кружков духовно-нравственного направления, работу которых организуют Надежда Валентиновна Иванова и сельский библиотекарь Ольга Юрьевна Налобина. Ольга Юрьевна к тому же руководит библиотечным движением "Собеседник", которое рассчитано на ребят пятого класса. Социальное направление представлено кружками "Цветоводство", "Азбука дорожной безопасности", "Я – исследователь", руководители – учителя начальных классов.

В спортивных секциях по волейболу и футболу, в библиотечном движении "Собеседник", в кружках "Веселушки" и "Умелые ручки" задействованы ученики основного звена. Что касается "Умелых ручек", рукоделием с ребятами занимается аккомпаниатор СДК Екатерина Александровна Калганова.

Единый методический день

Кстати, во время нашего разговора в Доме культуры Екатерина Александровна Калганова и Ольга Юрьевна Налобина демонстрировали работу своих клубных формирований. Наша командировка в село совпала с проводимым на базе Агаракской основной школы единым методическим днём Северо-Плетнёвского школьного округа.

Об этом расскажу подробнее. Тема методического дня звучала так: "Воспитательная система работы классного руководителя на основании требований ФГОС". На мероприятие собрались педагоги всех школ округа: Северо-Плетнёвской, Лабинской, Шипаковской. В небольшой по объёму, но ёмкой по содержанию презентации педагог-организатор Наталья Александровна Иванова рассказала о системе воспитательной работы в Агаракской школе, о целях и задачах, которые стоят перед классным руководителем, о той огромной кружковой работе, которая организуется не только в школе, а в целом в селе. В продолжение разговора классный руководитель начального звена Екатерина Дмитриевна Приветкина поделилась опытом воспитательной работы, строящейся в соответствии с требованиями ФГОС. Она говорила о том, что у агаракских детей большой выбор внеурочных занятий. Чего нельзя сказать о педагогах в отношении посетителей кружков. Учитывая, что в классе по одному-два ребёнка, каждый школьник привлекается практически во все кружки, участвует во всех мероприятиях. При этом подбираются мероприятия воспитательного характера, рассчитанные на школьников разного возраста, например, день птиц, день здоровья, акции "Внимание: дети!", "Белая ромашка".

Педагог Северо-Плетнёвской школы Светлана Владимировна Дерябина рассказала о своём опыте работы в качестве классного руководителя среднего звена в рамках образовательных стандартов.

Татьяна Анатольевна Малькова провела для учителей мастер-класс "Простить или наказать", на котором рассматривались различные ситуации. Было показано соотношение добра и зла в современной подростковой среде, давались советы, как можно выйти из сложной ситуации, набравшись терпения и, преодолев обиду и боль, простить. Основная мысль, прозвучавшая на данном практическом занятии, – надо учиться прощать.

Интересным стало заключительное мероприятие методического дня – заседание родительского клуба "Родники". Оно проходило в фойе второго этажа школы и называлось "В старину едали деды". Гости смогли окунуться в атмосферу старины. Возле русской печи расположились девушки в русских сарафанах и мастерица с прялкой – Людмила Анатольевна Басова. Женщина охотно откликнулась на приглашение бессменного руководителя клуба "Родники" Надежды Валентиновны Ивановой, которая взяла на себя организацию открытого заседания и выступила в роли хозяйки горницы. С первых минут Надежда Валентиновна задала позитивный тон встрече, больше напоминавшей посиделки.

Всё проходило в лучших традициях гостеприимства: песня об Агараке, хлебосольный каравай, стол с яствами, который коллективу школы помогли организовать односельчане, рассказ о приготовлении пищи в русской печи с элементами загадок и прибауток, исполнение задорных частушек, сочинённых хозяйкой, игра в ручеёк, в которую вовлекались гости, угощение выпечкой и домашним квасом, изготовленными по рецептам бабушек.

Гости в ответном слове пели песни, читали стихи и представляли свои кулинарные шедевры, делясь рецептами. А пробы снимали все вместе – за общим столом.

– Всё новое – это хорошо забытое старое. Говорим о мероприятиях по новым образовательным стандартам, а подразумеваем коммуникативность, общение, креативность, выдумку, творчество – всё то, что ценилось издревле, входило в понятие "народные традиции", – прокомментировала после заседания Надежда Валентиновна. – В Агараке живут замечательные люди, которые чтут и берегут свои традиции. И мы не могли об этом не сказать. Готовясь к мероприятию, обошла пожилых односельчан, приглашая их к участию в посиделках. К сожалению, не все смогли прийти, кого-то здоровье подвело, кто-то нянчится с внуками, но все поделились рецептами, передали угощения – свои, фирменные, приготовленные в лучших традициях русской кухни. Были приглашены Людмила Анатольевна Басова, Нина Ивановна Соколова, Галина Владимировна Тверских, Валентина Станиславовна Малькова, Мария Николаевна Мальцева, Наталья Вячеславовна Невзгодова, Татьяна Александровна Елфимова. Благодаря именно таким женщинам мы сохраняем всё то, что называем краеведением.

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "образование"