Свет в окне

Я люблю бывать в этом строгом, добром, талантливом доме в Лабино. В этот раз не преминула забежать, да и односельчане, местная исполнительная власть настаивали: юбилей у хозяина Бориса Зиновьевича Лящева. Шестидесятилетие! Дом уникальный на самом деле. У жильцов – особый свет в лицах, свет веры. А в семейных альбомах живёт трепетная память о предках. Особое внимание притягивают старцы с окладистыми бородами, ребятишки в зимних избах, перевязанные полушалками крест-накрест. А ещё высокая тяга к народной песне и душевные отношения.

Корни подрубишь – засохнут ветви

Хозяин – из зырян. Родился и вырос в отдалённой деревне Чумановой. Отец Зиновий Трофимович переселился сюда с Северного Урала задолго до войны. По рассказам бабушки Настасьи знает, что дед был волостным писарем, редкую по тем временам грамоту имел. Мать Антонина Варфоломеевна из местных. Выросла в деревне Шевелёвой. Там и родилась. В первый класс Борис ещё из Шевелёвой в Лабино ходил. Потом семья в Чуманову перебралась. Зырянская деревня. Деревянная церковь Стефания Пермского стояла в Чумановой, отстроенная чаяниями переселенцев-зырян. Отец какое-то время комбайнёром был, потом мастером-наладчиком на ферме. В семье трое деток: кроме Бориса две сестры – Валя и Таня.

Годы детства – советское время. Колхозная семья была крепкой большой семьёй. Вместе работали, вместе гуляли на праздниках урожая и "красной борозды". Новая техника на полях, механизация на ферме.

Скромняга Борис и невесту себе присмотрел такую же: скромную и светлую душой. Из соседней деревни Трошиной со староверскими выселками Иркутским и Ефимовским. Из семьи закоренелых староверов, которых в простом обиходе звали двоеданами. Жили двоедане строго, религиозно. Трудились неутомимо. Многими ремёслами владели. Звали Борину невесту по-здешнему: Фрося. Имя лёгкое для слуха, короткое и простое. В районе уже мало кого так называли в их годы. А в Трошиной староверские имена сплошь и рядом: Ефимия, Ефросинья, Евдокия, Лукерья, Киликея. Его Фрося была прилежной, скромной, наблюдательной, любила книги. "Книжку прочитать – однова дыхнуть". Была одарена музыкальным слухом. Как сама шутила, музыкальную грамоту освоила под столом во время деревенских гуляний. Гармонист на перекур – Фрося за гармошку. Как и её Борис, знала всю крестьянскую работу ещё девчонкой. Исподволь и мудро готовилась к взрослой жизни. Была носителем того, что заложила в ней старообрядческая семья.

Даже в советское время за "мирских" ребят девок отдавали неохотно. А тут новость на всю деревню: Боря встречается с трошинской девушкой "из двоедан".., Фрося за "мирского" замуж собирается. В чём было несходство Фроси с другими девушками? Она не держалась обособленно, но в школе в самый расцвет советской социалистической государственности ни в пионеры, ни в комсомол так и не вступила. Родители не позволили: поругание веры. Так велика была сила старообрядческих устоев в семье. Так воспитано было в девушке послушание. Для Бориса Лящева избирательность была другого свойства: абсолютная исключительность Фроси заключалась в том, что она была лучшей из всех! Окончила Омское культпросветучилище. В Омск её отпустили с лёгкой душой. Фрося была одарена музыкальным слухом и голосом. Подбирала все знакомые мелодии на баяне. Переживали, конечно: в городе жизнь больно вольная. Неустанно о ней молились.

Продолжение читайте на страницах "Призыва".

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "селяне"