К познанию – через игру

Начало осени – замечательная пора, доставляющая нам эстетическое удовольствие от созерцания радужного разноцветья, которое дарят деревья и цветы. Особенно привлекательны цветники возле домов и учреждений. Клумба у Бушуевского детского сада – результат хозяйского подхода к оформлению территории работающих здесь женщин.


В уютном здании детсада под руководством старшего воспитателя Ольги Викторовны Гейдт трудятся воспитатели Альвина Александровна Иневаткина и Татьяна Владимировна Моторина, помощники воспитателей Ирина Владимировна Плоских и Елена Олеговна Иванова, а также повар Надежда Ивановна Лопарева, прачка Наталья Александровна Стасевич, сторож Николай Александрович Лопарев. До недавнего времени в учреждении работала Людмила Алексеевна Тимофеева, посвятившая делу воспитания малышей более тридцати лет. В это воскресенье все они будут принимать поздравления с профессиональным праздником.

По программе "Мозаика"

В структурном подразделении МАОУ "Бушуевская основная общеобразовательная школа", таков статус имеет детсад, действуют две группы: с полутора до четырёх лет – младшая, с четырёх до семи лет – старшая. В списке воспитанников – 32 малыша, включая четверых, которые посещают консультационно-методический пункт. Вакантными остаются ещё два места.
Сегодня в сельских дошкольных учреждениях продолжается переход от ФГТ (федеральных государственных требований) к ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам). В этом году бушуевские воспитатели строят свою работу по примерной основной образовательной программе дошкольного образования "Мозаика", соответствующей стандартам. Дети на протяжении дня познают мир через игру. Касается это всех видов деятельности: игровой, двигательной, продуктивной, то есть изобразительной, коммуникативной, трудовой, конструирования. Приведу пример. В день нашего посещения тема, которую Алевтина Александровна Иневаткина определила для своей старшей группы на ближайшую неделю, касалась овощей. А это значит, что ребят ждали сюжетно-ролевые игры "Магазин" и "Кухня", подвижные игры "Огуречик-огуречик", "У медведя во бору" и "Собери урожай", рисование, аппликация и лепка картошки и морковки, капусты и свёклы. Занимаясь конструированием, ребята собирали из конструктора грузовые машины для перевозки овощей. Коммуникативная деятельность включала отгадывание загадок и заучивание стихов о дарах огорода. Причём чёткое разделение видов деятельности не обязательно, наоборот, приветствуется интегрирование. Так, во время игры "Кухня" приготовление борща сопровождалось подробным рассказом юных кулинаров о том, как это делать.
– Приучаем ребят к самостоятельности, к тому, чтобы у них было желание самим и загадку придумать, и стихотворение выучить, и что-то полезное об окружающем мире узнать, – уточняет Альвина Александровна.

В одной связке с родителями

Мы живём в век информационных технологий, что накладывает свой отпечаток и на детей. Сказать просто, что современный ребёнок информирован, было бы не совсем правильно. В маленькой детской голове порой столько всего "закачивается" из интернета! Бушуевские воспитатели, понимая всю важность проблемы, стараются донести до родителей очень важный момент: ребёнок должен пользоваться Всемирной сетью под их строгим контролем. Информация должна носить в основном познавательно-исследовательский характер. Ни в коем случае нельзя относиться к ситуации так: "чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало" или "что бы дитя ни делало, лишь бы не мешало родителям".


– На собственном опыте знаю, как важна взаимосвязь с родителями, их правильная позиция и поддержка в процессе воспитания, – Алевтина Александровна трудится в дошкольном учреждении более двадцати лет. – Такую поддержку находим у наших мам. Чтобы не быть голословной, приведу пример. Сегодня действует выставка творческих работ "Осенняя фантазия": поделки из овощей, фруктов, природного материала изготовлены совместно детьми и родителями. Во всех мероприятиях стараются участвовать Любовь Сергеевна Минаева с дочерью Мирославой, Елена Юрьевна Дерябина с детьми Алёшей и Ксюшей, Елена Викторовна Колобова – мама четверых детей, из которых двое младших, Юля и Илья, нынешние воспитанники детсада, Юлия Николаевна Шустикова с дочерью Полиной, Нурзипа Курмановна Яшкина с детьми Султаном и Самирой.


В числе активных родителей воспитатели называют не только мам, но и бабушек, например, Надежду Николаевну Бельскую. Мне же вспомнился снежный городок сказочных фигур, который Надежда Николаевна создала этой зимой возле своего дома. А ещё её снежное творчество возле детсада. Есть в списке надёжных помощников супружеские пары. Не обходят стороной дошкольное учреждение Евгений Васильевич и Алёна Владимировна Арбузины, родители Тимофея.

Найти решение детским проблемам

На протяжении последних нескольких лет основными направлениями деятельности Бушуевского детсада являются физкультурно-оздоровительное и речевое. Этот выбор не был случайным. Воспитатели, проведя неоднократные мониторинги и проанализировав полученные результаты, акцентировали внимание на выявленных проблемах: с речью, со здоровьем. Разработали соответствующую программу, на которую продолжают ориентироваться сегодня.
Проблемы поставлены, а значит, необходимо их решать. Рассказывая об оздоровительных мероприятиях, воспитатели говорят об ежедневных физических упражнениях, включая утреннюю гимнастику и гимнастику после сна, ходьбу по мокрым и массажным дорожкам. Не забывают о мероприятиях спортивного досуга, таких как "весёлые старты". В распорядке дня обязательным пунктом является полоскание рта. А в сезон острых респираторных заболеваний и гриппа практикуется чесночная терапия.


За речевым развитием ребёнка следят все: и родители, и работники детсада, и фельдшер ФАПа. К сожалению, нет в учреждении логопеда. Всё, что зависит от самих воспитателей, они делают: применяют речевые игры, разучивают с детьми стихи и песни, которые исполняются не только на детсадовских праздниках, но и в Доме культуры на сельских мероприятиях, организуемых работниками ДК и сельской библиотеки.


– Есть неплохие достижения, – не без гордости констатирует Альвина Александровна Иневаткина. – Наши выпускники, а сегодняшние первоклассники Вадим Колобов и Сергей Каналош, исполнившие танец моряков, а также Айнура Яшкина, Дарина Бутакова, Самира Яшкина, Ульяна Горбунова, Юля Колобова и Софья Бондаренко, исполнившие танец "Матрёшки", стали победителями сразу в двух номинациях районного творческого фестиваля детских садов "Фестиваль успеха". То, что два года назад данный фестиваль вновь стали организовывать – это здорово! Таланты детей надо показывать.


К вопросу о сотрудничестве. Альвина Александровна с выпускниками детского сада в конце учебного года ходила на ознакомительную экскурсию в школу, а первого сентября водила воспитанников на линейку, посвящённую Дню знаний. Дошкольное учреждение является частью учреждения образовательного, а потому в работе методического объединения учителей начальных классов участвуют воспитатели дошкольного структурного подразделения.

Укрепляя материальную базу

В последнее время материально-техническая база Бушуевского детского сада значительно пополнилась. Есть тренажёры для занятий физкультурой. Их используют как в группе, так и в хорошую погоду на улице. В младшей группе популярен развивающий столик.


Деньги на пополнение материальной базы выделяются централизованно. Вместе с тем работники детсада зарабатывают средства, участвуя в конкурсах. Например, заняв второе место среди организаций бюджетной сферы в районном конкурсе на лучшее новогоднее оформление, учреждение в начале этого года получило пять тысяч рублей, на которые были приобретены развивающие игры для детей.


Отдельно хочется сказать об игровых зонах. Ребёнка окружают предметы, имитирующие мир взрослых. Он манипулирует этими предметами, стремясь узнать, как они устроены, для чего предназначены. Пытается найти объяснение тем или иным действиям. При этом ребёнок живёт в мире ролевых игр, исполняя ту или иную роль. Через игру познаёт правила жизни в коллективе, закономерности окружающего мира. Игровые зоны помогают развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, пробуждают у них интерес к различным областям знаний. Использование игровых пособий позволяет воспитывать наблюдательность и внимательность, умение слушать и слышать других людей, культуру поведения и общения.
У бушуевских малышей пользуются спросом такие сюжетно-ролевые игры, как "Больница", "Салон красоты", "Мастерская", "Кукольный театр". Что касается последнего, атрибуты для театра изготавливают воспитатели совместно с родителями.


Из уст воспитателей звучит пожелание: купить в детский сад современную электроаппаратуру. Единственное, чем на сегодня они располагают, – это старый телевизор и магнитола. Мечта любого воспитателя – развивающий интерактивный игровой детский центр, с помощью которого дети обучаются алфавиту, цифрам, математике, геометрическим фигурам, цвету и многому другому.

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "дошкольное образование"